Сотворение Мира и всего сущего Богом.

I. Сотворение мира.

Бог сотворил в начале небо и землю.
Но земля тогда была не видима и не устроена, и тьма над бездною была.
Дух же Божий носился поверх воды.
На все творение употребил Бог 6 дней.
В первый: сотворил свет. Во второй: твердь небесную. В третий: землю со всеми ее произрастаниями. В четвертый: солнце,
луну и звезды. В пятый: птиц небесных и рыб. В шестой: всех земных животных и потом человека. Который поставлен обладать всеми птицами, рыбой, скотом, зверями, всею землею и всеми пресмыкающимися
на ней. Все сие Бог сотворил из ни чего, единым словом Своим и по единой воле Своей.
И видел Бог все сотворенное им и добро. После совершения всего, в седьмой день
Бог отошел от всех дел своих и перестал производить новых тварей.

II. Создание человека:

Бог создав всех тварей на земле сказал:
сотворим человека по образу нашему
и подобию. Бог сотворил первоначально двух человек: мужа и жену. Бог назвал мужа Адамом, а муж жену Евой. Сперва создал Бог мужа взяв праха от земли, потом вдунул в лицо его дыхание жизни. Когда Бог создал Адама, то сказал: не добро быть человеку одному на земле, сотворим ему помощника. После сего, Бог навел на Адама глубокий сон и взял единое от ребра его. Из этого ребра сотворил Бог жену и привел
ее к Адаму. Тогда Адам сказал: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моей. Таким образом Бог установил брак и благословил первую чету или прародителей со словами: растите и множьтесь и наполните землю и господствуйте на ней и обладайте рыбой и зверями, птицами и всяким скотом, и всеми пресмыкающимися на земле и дам вам всякую траву, и всякое древо и ешьте плоды и всякое животное будет вам пищей.

III. О невинном состоянии Адама и Евы в Раю.

Адам и Ева жили сначала в состоянии невинности и чистоты и наслаждались лицезрением Господа Бога. Адам и Ева преуспевали в правде и святости в которых сотворил их Бог. В то время смерти еще не было в мире, и Адам и Ева были бессмертны. Жили в согласии с окружающим миром и опасаться свирепых зверей, ядовитых животных не было причины, так как все им было подвластно.
Равным образом не имели надобности в одежде, но были наги, ходя в простоте
и не порочности. Местом их пребывания был Рай земной, то есть прелестный сад насажденный самим Богом.

В нем находились великого рода древеса и плоды приятные взору.
Но два первых человека или прародители, учинили там великий грех, чем сами навели на себя гнев Божий. Бог изгнал
их зато из земного Рая, куда не могли они опять возвратиться, ибо ко входу приставил Господь Херувима с пламенным оружием.

Таковым грехом, люди лишились образа
и подобия Божия, на место чего вошел
в мир 
грех и появилась смерть.
От сего времени, Адам родил детей в образе своем и подобии, и все потомки его, даже
до дней сегодняшних, зачинаются и рождаются во грехе.
_____________________________________________

От сюда познается великое различие состояний человеческого рода, до грехопадения.
Когда в состоянии невинности, люди были праведными и святыми, в состоянии греха люди лишились этого и получили беды и напасти, и появилась смерть.

IV. О грехопадении прародителей.

По среди рая земного находилось древо познания добра и зла. На древе том росли плоды прелестным видом. Но Адам и Ева не смели вкушать плодов и прикасаться
к тому древу; по сему как Господь Бог запретил им это - со словами: в тот же день вкусив плоды смертию умрете. Однако прародители не вняли словам Божьим и вкусили плод от запретного древа, прельщенные уловками дьявола преобразившимся в змия. Змий обратился к жене  и сказал: не смертию умрете,
а очи Господа отвернутся от вас и будете вы видеть доброе и лукавое.
Жена прельщенная сими словами, подумала, что плод с запретного древа делает премудрыми, после чего сорвав плод вкусила сама и дала мужу.
Бог пришел по полудню в рай земной
и призывал Адама, где ты. Но Адам и Ева скрылись между древесами делая себе препоясанья для прикрытия себя: ибо вкусив запретный плод они устыдились наготы своей. Когда же надлежало им дать ответ пред Богом в нарушении заповеди его, тогда начали перекладывать вину один на другого. Адам сказал: жена, вкусила и дала мне плод запретный.
А Ева говорила: змий прельстил меня.
Но Творец не был доволен такими ответами их, изгнал обоих из рая и сверх того, каждому изрек особое наказание. Еве сказал: умножая умножу печали твои и воздыхания,
в болезни родишь чадо. Адаму сказал: путь твой и по земле и в землю отойдешь.
На конец и змию Бог произнес: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем мужа, чтобы стереть. Семя жены разумеется здесь Иисус Христос, имеющий во время свое родиться от безпорочной Девы, без соучастия мужчины и скрутив главу змию, то есть разрушив власть дьявола, или владычество греха. Напоследок, сотворил Бог Адаму и Еве ризы кожаны и облек их, и таким образом принудил удалиться из рая земного.


____________________________________________________________

Вот насколько сильно непослушание сие заповеди Бога, ибо за это - изгнал Бог прародителей наших из земного рая.

V. О Каине, убившем брата своего Авеля.

Адам имел двух сыновей, родившихся
по грехопадении его. Старший назывался Каин и был земледелец, а младший именовался Авель и был пастырь.
Оба брата сии приносили жертвы Богу: Каин, от плодов земных, Авель же,
от первородных в стадах его. Но Богу приятны были жертвы Авелевы, нежели приносимые Каином, по той причине, что Авель был праведен, Каин же зол. За сие Каин исполнился завистью к брату своему Авелю, возненавидев его, возстал на него и убил, быв некогда вместе с ним в поле. По учинению сего убийства Бог вопросил Каина: где есть Авель брат твой?
На, что Каин отвечал: не суждено жить   брату моему. Но Бог не довольствуясь сим, возгласил ему: глас крови брата твоего вошел ко мне от земли.
После чего Каин не мог уже более от
сего отвертеться, тогда проклят был
от Господа сими словами: ныне проклят ты на земле, она же раскрыв уста своя, приняла кровь брата твоего от руки твоея. Каин же, в место того, чтобы раскаяться о содеянном грехе, еще более ожесточился, и пришел в отчаяние, по чему и сказал Господу Богу: вина моя гораздо больше нежели, чтоб простить ее мне можно было.
Сей Каин, в последствии времени, построил первый город на земле и назвал его по имени сына своего, Енохом. Все потомки Каиновы были злы и развращенны. Священное писание именует их сынами человеческими.
Между тем, родился у Адама вместо Авеля другой сын наименованный Сиеом. Потомки Сиеа, были люди благочестивые. Священное писание называет их сынами Божими.
Из оных знаменитые были: Енох и Маеусаил. Енох поступая всегда по воле Божией, был живой взят на небо. Маеусаил же жил на земле дольше всех людей, а именно 969 лет.


____________________________________________________

Адам имел сперва только двух сыновей, и из оных один был нечестив и зол.
Из сего видно, что и от самого начала мира были злые и добрые люди.

Едва Авель лишился жизни рукой брата своего, то глас крови возопил ко Господу,
и услышан был им. Ибо грехи наши, поступки открыты Всевышнему, который ведает
все мысли наши, и видит все дела наши во всем времени и повсюду.


Дополнительная информация:
Дудук - один из самых древнейших музыкальных инструментов, на нем играли еще во времена жизни Иисуса Христа и даже тогда, две тысячи лет назад, дудук уже считался очень древним инструментом. Изначально дудук изготавливали из кости. Но впоследствии стали делать из абрикосового дерева (плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении). Именно поэтому его иногда поэтично называют «душа абрикосового дерева». Этот инструмент обладает мягким, теплым и бархатистым тембром, cветлым звучанием и эмоциональностью.
Его музыка вызывает почти мистическое ощущение реальности. В некоторых районах Армении его называют "най", что в переводе означает тростник. Отличительной чертой звучания дудка является лиричность. Дудук широко используется в оркестрах армянских народных инструментов.

 

Его голос звучит и на свадьбах, и на застольях. В радости и горе дудук пользуется особой любовью и уважением в народе. Обычно выступают два дудукиста. Один - солист, он играет мелодию песни или танца, а другой - дамкаш. "Дам" в переводе означает дыхание, подпевание, в восточной музыке - "созвучность мелодии". Дамкаш, используя особый способ беспрерывного звукоизвлечения, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада, создавая своеобразный колористический фон солисту - дудукисту или певцу. Возникает неповторимое ощущение покоя, умиротворённости, высокого духовного начала. Для исполнения танцевальной музыки к дудукам присоединяется ударный инструмент доол. Сегодня дудук широко используется в Голливуде при написании саунд - треков к фильмам. Некоторые из популярных фильмов, где в музыке использовался дудук: «Гладиатор», «Последнее искушение Христа», «Код да Винчи». Саунд - трек к фильму «Гладиатор» в 2001 году выиграл в номинации «Золотой глобус». Не смотря на то, что дудук имеет только одну тональность, игра на нем требует огромного мастерства, профессионализма и таланта. Понять и ощутить сполна,
что же такое дудук, можно только хотя бы раз услышав его. А услышав, хочется рассказать непосвященным, что музыка дудука – это то, как поют горы или разговаривают деревья,
как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы…
Послушайте, и тогда Вы сами почувствуете, что такое дудук.

 

...Всё неистовей страдает тёплый розовый дудук.

Но и он судьбы не знает, нежных душ извечный друг.

На Севан спешат цикады: Горний Свет направил их.

Пусть дудук рыдает рядом. Лишь бы стон его не стих...

 

Легенда о дудуке:

 

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде
не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг.
Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка
Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!»
Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его:
«Нет, это слишком легко.

Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет». Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он - при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем,
они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло.

Осталась только веточка, в которой запуталась частица ветра. Через какое - то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви — это не готовность навсегда отказаться от чего - то, потеряв возможность получить желаемое,
а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

В числе лучших дудукистов Армении: Дживан Гаспарян, Мкртыч Малхасян и Сергей Карапетян. Они исполняют народные и гусанские песни, а также произведения армянских композиторов. Эти замечательные музыканты известны и уважаемы не только в своей отчизне, но и в других странах мира.

 

Дудук - это моя жизнь, моя душа, моя молитва.


(Дживан Гаспарян)

 

Дорогие Друзья!

Я обращаюсь к Вам с этим письмом, потому что очень боюсь, что Вы пропустите в своей жизни что-то очень важное. Пропустите потому, что ничего не знали об этом. О чем? О дудуке…
Понять и ощутить сполна, что же такое дудук, можно только хотя бы раз услышав его.
А услышав, хочется рассказать непосвященным, что музыка дудука –это то, как поют горы или разговаривают деревья, как плачут старики или радуются дети, сражаются воины или играются свадьбы… Послушайте, и тогда Вы сами почувствуете, что такое дудук.

…Я родился в Армении и живу уже больше 70 лет. Детство мое было тяжелым: я рано потерял мать, отца забрали на фронт и я оказался в детдоме. Когда мне исполнилось 6 лет, я впервые взял в руки дудук. Никакого музыкального образования у меня не было, я всему учился сам - просто слушал игру Мастеров и свое сердце. За свою жизнь мне довелось выступать и в ресторанах и в Большом театре, работать и аккомпаниатором и проффесором консерватории, играть для друзей и давать сольные концерты на крупнейших концертных площадках мира.

Мне кажется, я сделал все что мог, чтобы мир узнал о дудуке. Чтобы мир полюбил и почувствовал его. И все таки, ловлю себя на мысли, что есть еще что - то, чего я не успел или не смог. Я очень хочу открыть свою школу. В первую очередь, я приму в нее сирот, бесплатно научу играть на дудуке. Среди них обязательно найдутся талантливые люди, поскольку жизнь отнеслась к ним жестоко. Буду рад, если мое дело продолжится, пусть то, что не успели сделать Мастера – дудукисты Ваче, Левон, Каро, Маргар и Дживан, сделают они.

Еще мне очень захотелось, чтобы частичка моего дыхания, моей души, моего мастерства осталась у людей. Чтобы они могли подержать ее в руках, подарить ее детям, внукам или добрым друзьям. Есть у меня, конечно, много записей, но я чувствовал, что это не то.
Мои друзья из компании «Шарм» предложили идею и помогли воплотить ее в жизнь.
Мы попросили известных мастеров изготовить дудуки, а я лично их настроил и вдохнул
в них жизнь. Этих дудуков всего 1000 штук, и в каждый из них я вложил частичку себя.
Вы обязательно почувствуете мою любовь к Вам, когда возьмете этот дудук в руки.
Кстати, в «Шарме» также подсказали, что лучше сопроводить шествие по миру этой 1000 инструментов некоторыми пояснениями. Так родился набор «ARMENIAN DUDUK from Djivan Gasparyan». В него, кроме дудука, о котором я Вам рассказал, вошли буклет, в котором представлены истории рождения дудука и легенды, связанные с этим древним инструментом; CD с записями известных Мастеров - дудукистов современности - Левона Мадояна, Ваче
Овсепяна и моими записями тоже, а также оригинальные композиции в исполнении известнейших джазовых и этно - фолк музыкантов; DVD с фильмом на 4 языках, в котором
я рассказываю интересные истории о дудуке и очень красивым видеоклипом на музыку
"Мшо Горани".

Кстати, возвращаясь к самому большому желанию в моей жизни – созданию школы, о которой
я Вам рассказал, хочу сказать, что часть средств, полученных от продажи набора «ARMENIAN DUDUK from Djivan Gasparyan» будет направлена на строительство школы дудука Дживана Гаспаряна. Когда я ее построю, увижу, как в классной комнате 6-летний малыш, как я когда - то, взял в руки свой первый дудук и услышу первые звуки, которые он из него извлек, я, наверное, смогу сказать: «Вот теперь я сделал все, что хотел, и все, что смог!».


Дживан Гаспарян

Первое убийство

 

В тот момент Ева вытаскивала из печи хлеб. Боль пронзила ее сердце, она едва не выронила ухват, но все-таки успела поставить противень с хлебом на стол и села, приложив руку к левому боку. Солнце стояло почти в полдне, яркий свет его проникал сквозь занавески в кухню, освещая беленые стены и обещая духоту к вечеру. Ева посидела немного, и пошла на задний двор, где Адам чинил покосившийся навес для овец. Она немного постояла за спиной мужа, не решаясь сказать ему то, что уже знало сердце. Адам рядами укладывал пальмовую листву, и громкое шуршание листвы заглушало все звуки. Ева позвала его несколько раз, каждый раз все громче, и Адам, наконец, обернулся.

 

- Что тебе, жена? - спросил он, распрямляя затекшие руки.

 

- Адам, с нашими сыновьями беда. Нужно поспешать, не медли.

 

- Откуда ты знаешь?

 

- Он дал знак.

 

Адам выпил воды и, завернув голову в платок, побежал на пастбище. Ева смотрела, как ее муж бежит по пыльной дороге навстречу беде. Был он еще силен и крепок телом. Когда Адам скрылся за горизонтом, Ева ушла в дом, села у стола, не прикрыв белым полотном свежевыпеченный хлеб, и так сидела, не шевелясь и ни о чем не думая, пока не услышала тяжелые шаги. Адам внес тело их сына и положил его на лавку. Лицо Авеля было бледным, на лбу запеклась кровь, почти не видная в черных завитках волос. Затылок Авеля Адам закрыл платком, чтобы жена не увидела глубокую смертельную рану.

 

Ева охнула и закрыла рот похолодевшей ладонью.

 

- Пойду, пригоню овец, - сказал Адам.

 

В его отсутствие Ева молча обмыла тело сына и обрядила его в белые одежды.

Только один раз, почувствовав Его присутствие, она сказала негромко – Почему ты

не остановил руку сына?

 

- Я предупреждал Каина,- отвечал Господь. – Я сказал ему – если ты не делаешь добра, то потворствуешь злу, и грех властвует над тобой. Сделай добро, и ты станешь господином самого себя, и грех отступит. Выбор всегда за человеком, ибо я дал ему это право.

 

- Ты, как всегда, прав, Господи, и не мне тебе возражать, - горько сказала Ева.

– Но видишь сам, познание добра и зла дорого нам обходится. Одного сына я уже лишилась. А второго, конечно, ты жить не оставишь.

 

- Я позабочусь об Авеле, - сказал Господь. И, помолчав, добавил: - И о Каине тоже.

 

В загоне заблеяли овцы. Адам выкопал за домом могилу. Вместе с Евой они положили тело Авеля в сухую землю. Адам бросал комья земли на белые одежды сына, а Ева кричала от горя, упав навзничь рядом с могилой.

 

Ночью Адам проснулся от того, что жена встала и пошла к двери.

 

- Ты что, Ева?

 

- Я за водой. Спи.

 

Но пошла она в кухню, взяла две лепешки и вышла во двор. Полная луна бесстыдно обнажала старый дом и деревянный забор, на котором сушилась одежда. У забора какой-то человек засовывал в суму снятую с забора рубашку. Он услышал ее шаги и обернулся.

 

- Каин, возьми с собой еду. И воды в дорогу.

 

- Мама! – ее сын, первенец, убивший брата, как вор, стоял во дворе, не решаясь

войти в дом. Она протянула ему лепешки.

 

- Прости меня, я не хотел, - сказал Каин. – Я не знаю, как это вышло. Я вначале ударил его, совсем несильно, а потом как будто какая-то сила вошла в меня, и я уже не мог остановиться. А ведь я искренне любил Авеля.

 

- Ты не виноват, - сказала Ева. – Все дело в нас с Адамом. Если бы мы устояли перед искушением… Но что теперь говорить об этом. Одно слово, проклятое племя.

 

- Я тоже проклят, - сказал Каин. – Он сказал мне, что я проклят от земли, которая отверзла уста свои, чтобы принять кровь Авеля. И никогда больше земля не подарит мне даров своих. И так будет вечно.

 

Мать и сын помолчали, думая об одном и том же, - о непреодолимой силе искушения. Память райского искушения вошла в плоть и кровь Евы, отравив каждую клетку ее тела, и она передала этот яд своему первенцу.

 

- Я ухожу. Он сказал, что я буду изгнан отовсюду. И никто никогда не примет меня.

 

- Мы всегда примем тебя. Я и отец. Это твой дом, - сказала Ева, давясь слезами.

 

Когда она легла на ложе рядом с Адамом, тот, казалось, спал. Ева долго смотрела в потолок невидящими глазами.

 

- Он взял с собой воду? - спросил Адам. – День обещает быть жарким.

 

- Да. – Ева глубоко вздохнула, закашлялась, потом судорожно зевнула и провалилась в спасительный сон.

 

На третий день ближе к вечеру Каин нашел пещеру. Он принес охапку свежей листвы, срезав ее с ближайших деревьев, бросил ее на каменный пол и мгновенно заснул. Приснилось ему, как около недели назад он собрал урожай овощей с маленького поля, окруженного каменной оградой, и со всем уважением предложил собранные плоды Господу. Урожай был отменным, и Каин радовался и гордился делами рук своих.

Он знал, что в его умелых руках плодоносить могла и сухая коряга. Авель принес Господу белоснежную овцу своего стада, которая испуганно блеяла и судорожно дергалась на жертвенном камне, ибо ноги ее были связаны. Оба брата стояли рядом – коренастые, с сильно развитыми плечами и мощными руками. Каин, старший, чувствовал свое превосходство над братом, ибо помнил, как Ева несколько раз говорила ему – Сынок, когда я зачала тебя, выносила и родила, Господь всегда был рядом. Ты – его любимое дитя, ибо я приобрела тебя от Него через Адама.

 

Каин всегда помнил об этом. Авель, младший, был веселым и легкомысленным.

Он постоянно смеялся и прекрасно играл на дудочке. Овцы слушались его беспрекословно. Каин снисходительно относился к занятию брата – куда пастуху до земледельца! Он был уверен, что Господь оценит его дары, выращенные с любовью.

Но Господь принял дар Авеля – овца дернулась и мгновенно испустила дух, и на Авеля снизошла благодать, от которой лицо его просветлело, а глаза наполнились слезами радости. Плоды Каина Господь тоже принял, но благодать не проникла в сердце Каина. Сердце Каина уязвлено было, а глаза наполнились слезами огорчения. Он направился прочь, скрывая разочарование.

 

- Куда ты, брат? - окликнул его Авель. – Давай отпразднуем вместе нашу любовь к Господу.

 

- Я вернусь, - крикнул Каин. – Подожди меня.

 

- Каин, Каин, - услышал он тихий голос Господа. – Почему ты не празднуешь вместе с братом? Почему лицо твое омрачилось? Ведь я принял твои дары.

 

- Так, Господи.

 

- Ты вырастил прекрасный урожай, и этим принес добро на землю. Ты предложил мне свой щедрый дар, и этим выразил свое доброе отношение ко мне, как и Авель.

Где же твоя радость, сын мой?

 

- А чему мне радоваться? - возразил Каин. – Я вложил много сил в то, что вырастил.

Я поливал плоды, я закрывал их от холодного ветра и от жаркого солнца. Я спал на земле около поля. А что делал брат мой? Он играл на дудочке, сидя под деревом, а глупые овцы просто паслись рядом. В чем заслуга его перед тобой? Но ты предпочел его дар моему.

 

Вот почему нет в моем сердце радости, а есть огорчение от того, что ты несправедлив ко мне и любишь брата моего больше меня.

 

- Каин, Каин, одумайся. Моя любовь к вам одинаково сильна. Я горжусь трудами твоими и ценю твой дар. Пойми же, если дар преподносится не от сердца, если дар

не есть добро, а есть скрытая корысть, то это великий грех. Авель бескорыстно предложил мне одну из своих овец, и не было в его сердце ожидания равноценного воздаяния. Он не ждал от меня ничего в ответ на дар свой. Он просто дарил мне

свою любовь и преданность. Именно поэтому я принял его дар как равный от равного, ибо бескорыстие рождает бескорыстие, а любовь рождает любовь.

 

- Я люблю тебя, Господи, - крикнул Каин. – Я люблю тебя больше всех на свете.

Больше отца моего и матери моей. Больше недостойного брата моего.

И я ожидаю от тебя такой же любви. Ты же пренебрегаешь мной и моими дарами.

 

- Сын мой, будь осторожен. Грех подстерегает тебя, и этот грех – гордыня и зависть. Прошу тебя, борись с этим чувством, ибо оно приведет тебя к еще большему греху.

 

- Не понимаю, о чем ты говоришь, - сквозь зубы сказал Каин. – Я никому не завидую.

Да и кому завидовать? Глупому дудочнику, моему брату? Ладно, оставь меня, я сам разберусь в своих чувствах.

 

И позвал Каин брата своего в поле. И бросил ему в лицо обвинение в том, что родители всегда любили Авеля сильнее, чем его. Что Авель заигрывает с Господом

за спиной Каина. Он, Каин, первенец, а, значит, имеет больше прав, чем Авель.

И Господь должен любить его больше по праву первого рождения. Авель же только смеялся в ответ на обвинения брата, не принимая его слова всерьез. И тогда Каин поднял камень с земли и ударил брата камнем по голове, просто чтобы тот перестал смеяться, ибо слушать веселый бесхитростный смех Авеля было выше его сил.

Кровь потекла по лицу Авеля, глаза его изумленно раскрылись.

 

- Что с тобой, брат? – только и успел спросить удивленный Авель.

 

Каин бил его камнем по лицу, а потом, когда Авель упал, по затылку. Еще и еще. Еще и еще. Пока жизнь не вышла из Авеля, и пока Господь не прибрал к себе его невинную душу.

 

И тогда Каин убежал. Он бежал, не разбирая дороги, а потом упал на землю.

И тогда спросил его Господь с Небес: – Каин, где брат твой? Каин, где брат твой, Авель?

 

- Не знаю, - закричал Каин, закрывая уши, чтобы не слышать этот всепроникающий голос. Сердце его отчаянно билось в горле, страх выворачивал желудок, но язык продолжал лгать: - Не знаю, не знаю… Я не сторож брату моему!

 

Каин проснулся от собственного крика в темной пещере. Его тело было покрыто липким потом, руки тряслись, лицо было мокрым от слез. Он сел, обтирая лицо платком, и вдруг увидел светлый лик Авеля на стене пещеры.

 

- Господи, Авель… Ты ли это?

 

- Это я, брат. Я не мог не прийти к тебе, ибо видел, как ты страдаешь.

 

- Ты.. жив?

 

- Нет.

 

- Ты… у Него?

 

- Да, у Него. В Эдемском саду.

 

- Слава тебе, Господи!

 

Каин подошел ближе к светлому пятну на камне и даже потрогал его рукой.

Лик брата прошел сквозь его руку. Авель улыбнулся.

 

– Как ты? - глупо спросил Каин.

 

- Хорошо. Нет, правда, хорошо. Все в порядке. Не беспокойся за меня.

 

- Все в порядке??? Не знаю, что и сказать. Тебе хорошо? Господи! Я же убил тебя. Господи, прости меня, брат.

 

- Я давно простил тебя, брат.

 

- Да?

 

- Да. Я понял, что это был не ты, а кто-то чужой внутри тебя.

Ты не мог бы поднять на меня руку.

 

- Ты ошибаешься, это был я, - с горечью сказал Каин. – Я – твой убийца.

И нет мне прощения.

 

- Я же сказал, что простил тебя.

 

- Ты, да. А Он? Он никогда не простит меня. Лучше бы я умер вместо тебя.

Знаешь, что он сказал мне? Что никто никогда не убьет меня. Я буду вечным изгнанником. И наложил Он на меня свою печать, так что каждый, кто встретит меня, узнает, что я убийца, но не тронет меня. Я же молил Его, чтобы кто-то

лишил меня жизни.

 

- Господь наш милостив.

 

- И это ты называешь милостью? Я осужден как убийца на муки вечные.

А знаешь, что второго дня, когда я ночевал в степи, ко мне подошла стая волков.

И вожак их, здоровенный убийца с белыми острыми клыками, уже намеревался вцепиться в мое горло. И я посмотрел в его глаза, умоляя себя убить. Как вдруг он отшатнулся, оскалился, как будто ухмыльнулся, отвернулся от меня, как от падали, и увел свою голодную стаю в степь. Понимаешь? Даже волк, матерый прирожденный убийца, понял, кто я. Он не испугался меня, он отвернулся от меня с презрением.

Да, как от самой последней падали.

 

Каин кричал и размахивал руками. Потом опомнился и сел на холодный камень.

 

- Он простил тебя, - сказал мягко Авель. – Я теперь лучше знаю Его.

В Нем нет ненависти, в Нет есть только любовь. Он решил, что ты продолжишь свою жизнь и будешь жить долго. Он сказал мне, что ты найдешь свой новый дом в земле под названием Нод.

 

- Нод? Это где?

 

- На восток от Эдема. Далеко отсюда. Я покажу тебе.

 

- Значит, я никогда больше не увижу родителей… А ты говоришь, что Господь добр

ко мне…

 

- У тебя будет жена и дети. Ты продолжишь свой род и даже построишь город…

 

- Жена, спящая с мужем-убийцей. Как ты думаешь, каждый раз, разделяя со мной ложе, будет ли она думать о том, что руки, ее обнимающие, обагрены братской кровью?. Дети… да, дети… и все с Каиновой печатью. Все мои дети будут носить эту печать до конца дней своих. Представляю, что они будут думать о своем отце! Видишь,

Он обрек меня на вечные страдания. А ты – счастлив и свободен! Ты уже с Ним,

с Ним навечно. И это ты называешь милостью божьей?

 

- Мне Его замысел неведом, но я верю, Он любит тебя…Я уверен, что когда-нибудь

ты поймешь, для чего Он оставил тебе жизнь…

 

- А ты-то сам понимаешь?

 

Они надолго замолчали.

 

- Ладно, - устало вздохнул Каин. – Скажи, как там, в раю? Он так же прекрасен,

как о нем рассказывала мама?

 

- Да, и даже во сто крат лучше.

 

- А любимое место мамы, ты был там?

 

- Да, это место в излучине реки. Там самые прекрасные цветы и растения, и все помнят маму. И любимое место отца я тоже нашел. Там, где он любил кормить птиц.

 

- А два дерева растут там по-прежнему?

 

- Да, только они под охраной.

 

- Ты там не ешь ничего запретного, - невесело пошутил Каин. – Хватит с нас наших родителей.

 

- Ты забыл, что я теперь бесплотен.

 

- Ну да, ну да…

 

- Мне пора уходить, - сказал Авель. – Сложно концентрировать свой свет вне Эдема… Прощай, брат.

 

- Послушай, Авель, - заволновался Каин. – Я очень прошу тебя. Ты там время от времени говори Ему обо мне. Объясни Ему, что я раскаиваюсь… Ну ты и сам знаешь, что сказать. Конечно, мне теперь путь в Эдем закрыт… Но вдруг, когда-нибудь потом, Он простит меня, и я вернусь к Нему и своими глазами увижу все то, от чего отказались наши родители. И обниму тебя, как живого. А Он будет гордиться мной

и любить меня. Скажи Ему, что я очень сожалею…что не оправдал Его надежд.

Я пытался сам сказать Ему это, но Он больше не слышит меня, а я – Его.

 

- Я всегда буду просить за тебя, - серьезно сказал Авель.- И за наших родителей тоже.

 

- Спасибо тебе, брат.

 

Когда Каин поднял глаза, Авеля уже не было. Занималось утро. Каин вышел из пещеры и сел у порога. Звонко пели птицы, шуршали ящерицы в траве, плескались рыбы в ручье.

 

Огромная разноцветная бабочка села на руку Каина, руку первого убийцы, и ничего не почувствовала, кроме тепла человеческого тела. Она посидела мгновение, безмятежная и счастливая одним днем своей жизни. И улетела прочь.

А Каин остался. С Божьим клеймом на теле и в душе. В начале рода человеческого…

 

Татьяна Золотухина

Соц. сети.

Если ты погрузишься в тишину, что живет в сердце, то ты услышишь в этой тишине, вечную песнь жизни.

Как славно верить

в чудеса,
К
огда святые небеса

Откроются тебе навстречу,

И станет жить намного легче.

Когда сбывается мечта,

Душа свободна и чиста,

И ты паришь на крыльях счастья,

Презрев печали и напасти.

Как славно верить

в красоту,

В людскую добрую молву

И слышать ангельское пенье,

Познав удачу и везенье.

Как славно повстречать любовь

И свет сердец увидеть вновь,

Когда душа поет от счастья,

И солнца луч сменил ненастье.

Как славно верить

и любить,

Смеяться, доброе творить,

Беречь и славить без конца.

Свое земное побеждая
естество,
И взор свой устремляя
в бесконечность,
Рождается внутри иное
Существо,
Познавшее Себя, Любовь и Вечность.

Открыты двери

и проложен путь,
В храм бытия зовет
Существованье,
И разделенная Божественная Суть,
Вливается опять

в единое Сознанье.

Сияет Истина Божественным огнем,
В Цветке Небесном
золотого цвета
Сливаются в одну все 
Души в нем, 
И тают формы в Океане Света!

Богородице Дево, радуйся!

Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Нельзя Обижаться На Оскорбления

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: 

– Ты безбожник!
Ты - пьяница! Чуть ли не вор! 

В ответ на это Хайям лишь улыбнулся. 

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма: 

– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? 

Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал: 

– Идем со мной. 

Щеголь проследовал
за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал: 

– Примерь, это тебе под стать. 

Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился: 

– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. 

– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. 

Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. 
Обижаться
на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.