Удивительные уголки мира.


Удивительная Петра (Иордания)

В глубине скалистой пустыни Иордании спрятан город розовых скал - Петра, который создали руки древнего народа набатеев тысячи лет назад.


Этот древний чудо-город простирается вдоль извилистой долины, образовавшейся среди скал, на месте, бывшем в глубокой древности руслом реки. Вытесанные в скалах ступеньки ведут к неисчислимому количеству сооружений - монументов, некрополей, водохранилищ, алтарей. До наших дней сохранилось более восьмисот памятников Петры.

Археологам удалось установить, что, помимо вытесанных в скалах некрополей, в пору своего расцвета Петра могла по праву гордиться богатейшими жилищами своих обитателей, пышными садами, храмами и скульптурами, созданными вполне традиционно и располагавшимися в «нижнем городе», в отличие от «верхнего» - скального, почти целиком подчиненного ритуальным целям. Это, кстати, развеяло еще один миф о Петре как о «городе мертвых», городе без населения, колоссальном мавзолее. Хотя достаточно было просто взглянуть на него со стороны, поднявшись на один из близлежащих холмов, чтобы убедиться, что это невозможно. Не мог быть город с театром, стадионом, банями, храмами, канализационной системой, тянувшейся на километры, «мертвым».

Скрытая от врагов отвесными скалами, с постоянно функционировавшим водоснабжением, Петра была своеобразным живым микрокосмосом в самом сердце пустыни.

Набатеи - народ арамейского происхождения, населявший северную часть Аравийского полуострова. Набатейская государственность сложилась под влиянием греков, которые активно селились в Сирии, Иудее, Египте - тех областях, которые непосредственно примыкали к Аравии. Отношения с греками не всегда были мирными - первое историческое упоминание набатеев датируется 312 г. до н.э., когда этот семитский народ оказал ожесточенное сопротивление ливанским грекам, за которыми стояли диадохи Александра Великого. Борьба шла за Петру (в переводе – «Скала») важнейший перевалочный торговый центр из Красного моря. В результате этой войны сложилось так называемое Набатейское царство со столицей в той самой Петре.

Территория царства включала в себя территорию современных Иордании, частично Израиля и Египта, а именно Синайский полуостров, Палестину, восточную часть Красного моря, на севере простиралась до границы с Сирией по линии Тир - Дамаск (смотри карту )

Географическое положение Царства набатеев было настолько удачным, что их независимость была лишь вопросом времени. На карте красной чертой обведена его примерная территория. Краеугольным камнем процветания этой земли была посредническая торговля между странами из дальней Азии - Китаем, Индией, Индокитаем и набирающей силу сверхдержавой запада - Римской Республикой (позднее - Империей). Этот путь товаров был таков: морским путем до порта Аила в Красном море, откуда до столицы Набатейского царства Петры. Эта дорога была очевидно наиболее интересной для торговцев, так как они платили таможенный сбор только один раз - набатеям в Петре, перегружали товар в Газе (Gaza) или Риноколуре (Rhinocolura) на берегу Средиземного моря и доставляли его далее по всему западному миру. Набатеи брали portarium в размере 25%. И это было по-божески. Царство процветало, купаясь в роскоши.

Но растущая политическая и экономическая сила набатеев стала беспокоить Рим. И после смерти последнего набатейского царя Раббела II в 106 году н.э. римляне полностью утвердились в набатейском государстве, назвав его Аравийской Петреей. Петра, однако, сохранила относительную автономию, получив статус метрополиса.

Шли годы, проходили века, менялся мир. Вдоль побережья Аравийского Полуострова набирала силу морская торговля, В Сирии расцвел новый мощный коммерческий центр - Пальмира. Старые торговые пути были смещены, и неожиданно Петра оказалась не у дел. Коммерция становилась для набатеев все менее прибыльной, их столица хирела... И вот в IV веке н.э. город покинули его жители. Историки и археологи не могут назвать конкретную причину этого исхода. Археологи почти не находят при раскопках в Петре материальных ценностей И Монет, и это говорит о том, что набатеи покидали свою столицу неспешно и организованно. Больше об этом ничего не известно.

С этого момента цветущая прежде Петра оказалась «городом мертвых», затерянным в песках.

Город розовых скал стал известен современной цивилизации лишь в 1812 году, когда один неугомонный швейцарец, которому не было дела до прожектов Наполеона в Европе, отправился специально в палестинские края, чтобы посмотреть, что там находится.

Существуют две различные версии открытия этого удивительного творения. По одной, Иоганн Людвиг Буркхардт, как звали швейцарца, никакой Петры вовсе не искал, а искал он могилу пророка Аарона, которая находится на горе как раз на территории нынешней Иордании. С трудом уговорив проводника провести его кратчайшей дорогой к этой могиле, купол которой виден издалека, Буркхардт проехал по пути к своей цели через Петру и был ею совершенно заворожен. Он сделал массу рисунков, находясь в городе, и, приехав в Европу, открыл первую рекламную кампанию в честь Петры. По другой версии, Буркхардт слышал ранее о существовании этого странного, таинственного города в скалах. Но он знал также, что местные жители не то что бы неохотно допускают туда чужеземцев, но просто прячут город от глаз посторонних. Поэтому Буркхардт якобы придумал такую версию, что ему очень хочется попасть на гору, зная, что кратчайший путь к горе лежит как раз через Петру.

Говорят также, что до тех пор, пока в Петре не побывал швейцарский путешественник, бедуины, населявшие многочисленные пещеры в Петре, просто не пускали в свои владения посторонних, вероятно, опасаясь потерять свое сокровище из-за нашествия чужеземцев. Кстати, сами бедуины не могут сказать, в каком точно столетии их предки открыли Петру.

К городу ведет «тайный путь» - ущелье Сик. Проход через Сик, который мы совершили рано утром, стал для нашей туристической группы одним из самых сильных переживаний. Узкий, не более пяти метров шириной, извилистый, длиной около полутора километров проход с двух сторон закрывают отвесные скалы песчаника, удивительных розовых оттенков, подсвеченные утренними лучами Солнца, достигающие 90 метров в высоту. Стены Сика испещрены письменами - здесь можно увидеть надписи на всех Древних языках Старого Света. Их оставляли купцы, посещавшие Петру в пору ее расцвета.

Снизу видна лишь узенькая полоска неба. Гид не предвосхищает событий, держа в тайне момент появления Петры. И в конце ущелья мы оказываемся захваченными небывалым зрелищем – взору открывается главный памятник Петры, Казнат эль Фарун –«Сокровищница Фараона». Это один из ярчайших примеров набатейского искусства резьбы по камню. Богато украшенный резными изображениями, сорокаметровый фасад увенчан огромной урной - древним символом богатства. Легенда гласит, фараону, бросившемуся вдогонку за ушедшими из Египта евреями, оказались помехой его сокровища. Тогда он, призвав на помощь колдуна, в мгновение ока построил для них хранилище. В эту легенду так долго верили, что множество охотников за богатствами фараона пытались добраться до урны. О том, что с ними стало, предание молчит, но были люди, утверждавшие, что эта самая урна доверху заполнена телами погибших охотников за сокровищами На самом деле, никто не может точно сказать, для чего предназначалось это грандиозное сооружение. Большинство ученых считают, что это - усыпальница одного из набатейских царей. Есть также мнение, что здесь набатеи проводили свои религиозные ритуалы. Местные жители утверждают, что водосток, проложенный в сокровищнице, предназначался не для воды, а для крови. Ведь о религии набатеев почти ничего не известно, и вполне возможно, что они практиковали кровавые жертвоприношения.

Несмотря на два крупных землетрясения, случившихся в Петре еще в древности, многое из созданного набатеями сохранилось. Взору современных туристов Петры предстает зрелище небывалой красоты. Кажется, что резные фасады, будто оживающие прямо в скалах, отражают архитектурные стили всех соседей Набатейского царства, и в то же время они неповторимы. Глядя на монументы, скульптуры, колонны, арки и амфитеатр, также вытесанный из цельной скалы, в котором помещалось до 3 тыс.человек все больше начинаешь верить в колдовские чары, создавшие этот город.

Автор: Татьяна Захарова

Мальта. Колдовской остров на перекрестке миров

Пожалуй, это одно из самых неоднозначных мест на нашей планете… Мальта – земля, которая таит в себе массу загадок, которые ученым только предстоит разгадать. А пока исследователи склонны предполагать, что мальтийская цивилизация – самая древняя на Земле!

Самая древняя цивилизация на Земле?

Да, мы не оговорились. Именно так, мальтийская, а не шумерская цивилизация. Более того, ее называют самой первой из числа развитых цивилизаций. Около шести тысяч лет назад в районе Месопотамии появились Шумеры. Согласно научным данным, они создали массу полезного: колесо, письменность, арифметику и лунно-солнечный календарь, гвозди и даже... пиво. Но, раскопки, которые то и дело производятся на Мальте, свидетельствуют, что здесь цивилизация зародилась гораздо раньше. Не шесть, а восемь, а то девять тысяч лет назад. И, как полагают некоторые исследовали, именно мальтийцы обучили шумеров всем премудростям бытия. И даже благодаря мальтийцам были построены... египетские пирамиды!


По словам историка, археолога, преподавателя Мальтийского университета Стефана Флориана, "Есть гипотеза, что мальтийцы, владеющие высокими технологиями, участвовали в строительстве Стоунхенджа. Не так давно британские археологи обнаружили рядом со знаменитым мегалитом древнее захоронение, возрастом более четырех тысяч лет. Внутри находились останки человека, который сильно отличался от местных жителей строением тела. Археологи даже называют его «пришельцем»". Ему вторит директор Археологического общества Уэссекса Эндрю Фицпатрик: «По легендам, «пришельца» считали магом, он умел двигать огромные камни и плавить руду, делать из металла предметы. По другой - тот прибыл с Мальты, откуда по неизвестной причине внезапно пропали люди примерно в 2000 году до н. э. А дата возведения Стоунхенджа - 2440 - 2100 гг. до н. э.». Похоже, что все сходится!

Удивляют и сами гробницы. Оказалось, что они сооружены по особой технологии, благодаря которой они генерирут инфразвуковые акустические колебания. Деформация плит дольменов приводит к возникновению в кристаллах кварца электрического поля. Это происходит за счет приливного воздействия Луны и Солнца. Благодаря приливной волне, которую образует лунное притяжение, возникают вертикальные перемещения не только воды в океанах, но и слоев земной коры. Возможно, создатели мегалитов интересовались движением Луны, так как им важно было знать время работы своих излучателей? 

Отметим также, что на Мальте сохранилось много древних усыпальниц… каменного века, руин храмов, которые созданы из огромных валунов. Сложно сказать, когда именно они были построены, однако, ученые сделали вывод, что это произошло задолго до эпохи Древней Греции и Древнего Рима. Археологи также недоумевают от найденных здесь изображений спиралей на каменных блоках и скульптур невероятно пышных форм женщин. Радиоуглеродный анализ показал, что каменные святилища воздвигли здесь задолго до III тысячелетия до нашей эры, то есть – еще до появления пирамид в Египте! Некоторые исследователи полагают, что до того, как здесь появились люди, на острове обитали представители иной цивилизации, погибшей приблизительно 12 тысячелетий назад.


Но это, разумеется, не единственное предположение ученых. Мальтийский архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время доказывал, что Мальта - часть затонувшей Атлантиды. А «рельсы» остались от атлантов, которые по ним что-то возили.  По словам куратора археологических исследований департамента "Наследие Мальты"  Кати Страуд, «Борозды проходят вблизи древних храмов (в то время их было больше 40, сейчас осталось около 20. - Ред.), значит, по ним доставляли многотонные каменные блоки для строительства.  Возле некоторых храмов найдено много известковых шаров диаметром 40 - 60 см. Их могли использовать как подшипники. Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в них шары, сверху ставили плиту, а на нее - груз. Так и катили. Причем, прокатив плиту вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить».

Тем не менее, и здесь не обошлось без «ложки дегтя»: многие борозды пролегают довольно далеко от храмов, вообще в пустынных местах. Да и борозды ровные, прямоугольные, не заметно, что по ним катили шары. Да и кто мог такие шары вообще катить? Хотя… не исключено, что 6 - 7 тысяч лет тому назад на Мальте произошла катастрофа, которая сдвинула и смешала известняки. Кстати, тогда-то, предположительно, и… затонула древняя Атлантида…

 Пещера Тилопы в Трилокпуре.

Жизнь махасиддхи Тилопы (988-1069гг.)


Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре. Считается, что работа «Жизнь махасиддхи Тилопы» была написана в 11 веке прославленным тибетским йогином Марпой Лоцавой. Она представляет собой захватывающее описание полного освобождения духовного наставника Наропы, относится к жанру буддийской агиологии (жизнеописания святых) и поэтому будет интересна не только последователям тибетского буддизма школы Кагью, но и тем, кто черпает вдохновение из жизни буддийских святых и наставников.


Тилопа родился царем одной из провинций Индии. Несмотря на то, что он обладал царским титулом и богатством, внутренне он не был полностью удовлетворен, и поэтому покинул свое царство в поисках наставника Дхармы. Он искал такого наставника по всей Индии.


Нагарджуна, зная, что Тилопа ищет учителя и вот-вот должен появиться, сделал вид, что застрял посередине одной очень широкой реки. Когда Тилопа пришёл на это место, он спросил Нагарджуну, что тот делает. Нагарджуна ответил, что хотел перейти реку, но застрял посредине и не имеет возможности ни идти вперед, ни вернуться назад. Тилопа пообещал, что перенесёт его на другую сторону. Нагарджуна удивился, как он такой маленький сможет перенести его такого большого на другой берег такой огромной реки. Тилопа, тем не менее, был намерен сдержать своё слово и благодаря своей решимости смог перенести Нагарджуну на другую сторону. 


После того, как Тилопа помог ему перейти реку, Нагарджуна сказал: «О бесстрашный сын благородной семьи! Это благодаря твоей смелости и решимости мы смогли перейти эту широкую реку!» Он предсказал, что благодаря своей отваге и силе воли Тилопа сможет принести пользу живым существам и приказал ему вернуться в своё царство и снова стать царём. 


Когда Тилопа вернулся в своё царство, чтобы заботиться о своём народе, он обнаружил, что страна его находится в состоянии кризиса и вовлечена в войну с другим сильным государством Индии. Поскольку именно Тилопа был царём, его подданные опасались, что они не смогут одолеть врага – настолько маленьким, слабым и беспомощным он казался. Тилопа сделал публичное заявление, в котором заверил своих подданных, что им не следует бояться и что он знает способ, как одолеть врага без кровопролития. 


И Тилопа отправился на защиту своей страны. Армия, выступившая против его царства, была многочисленна и настроена на победу. Он в одиночку вошел в лес, в котором войска противника стояли лагерем. Когда воины заметили его приближение, они приготовились к атаке. Тилопа же мгновенно превратил все деревья, находившиеся в лесу, в солдат, готовых исполнять его приказы. По команде Тилопы: «Смотреть на противника!» все деревья, превращенные в воинов, обратили свои пристальные взоры на врага. Когда Тилопа скомандовал: «В атаку!», они все бросились на противника. Поскольку деревьев в лесу было огромное множество, то неисчислимая армия, в которую они были превращены, имела такой устрашающий размер, что враги бежали из страны, не принимая боя. Таким образом, пророчество Тилопы, сделанное перед лицом своих подданных о том, что он сможет победить врага без кровопролития, исполнилось. 


После этого Тилопа отправился в северную часть страны для практики Дхармы. Там он получил учения от дакинь и удалился в пещеру для медитации. Он дал зарок медитировать двенадцать лет и, чтобы не иметь возможности покинуть пещеру, сковал свои ноги цепями. В таком состоянии он провел в созерцании двенадцать лет. 


По прошествии двенадцати лет цепи, которыми были скованы ноги Тилопы, расковались сами собой. В результате усердной практики он достиг определённых реализаций, но не смог достичь абсолютного состояния Будды Ваджрадхары. Тилопа пожелал покинуть пещеру, странствовать и вести простую жизнь сиддхи. 


Однако дакини не решались позволить ему покинуть пещеру и оставить практику. Поскольку Тилопа не мог их ослушаться, он подумал, что может попытаться повлиять на них, продемонстрировав свои достижения. Он подхватил несколько рыбин и перенёс их сознание за пределы тела. Дакини, ставшие свидетелями этого, убедились, что он был высоко реализованным существом, и дали ему разрешение на странствия в качестве простого сиддхи, в точности, как он и желал. Он намерился совершить путешествие в восточную Бенгалию и найти Нагарджуну.


Когда Тилопа пребывал в одной из пещер, Нагарджуна послал к нему дакини Матонгу, чтобы она даровала ему учения. Когда Матонга прибыла, Тилопа расспросил её о Нагарджуне и получил ответ, что Нагарджуна отсутствует в это время в мире людей и дарует учения в мире богов. Матонга также рассказала Тилопе, что Нагарджуна знал о его нахождении в этой пещере и направил её для передачи учений. 


Как Нагарджуна и предписывал, Тилопа получил учения от Матонги. В это время Матонга заметила, что поскольку Тилопа был царем и принадлежал к царской касте, он был подвержен сильной гордыне, и это препятствовало его прогрессу. Она сказала Тилопе, что его высокомерие необходимо изжить. Он получил инструкции направиться в определённую деревню, найти там женщину-проститутку и работать на неё. Днём эта женщина давила кунжутное масло, а ночью занималась проституцией. Как и предписывали наставления, Тилопа работал на неё – днём давил кунжутные семена, а ночью зазывал для неё клиентов. Так он и жил, служа проститутке помощником. 


Однажды, когда он давил кунжутные семена в этой деревне, он реализовал абсолютное состояние будды, аспект просветления Ваджрадхары. В качестве знака достижения полной реализации он воспарил на высоту семи королевских пальм, держа в руках пестик и ступу, и продолжая молоть семена кунжута. Новость о том, что Тилопа парит в воздухе на высоте семи королевских пальм, быстро распространилась по всей деревне. Когда проститутка, нанявшая Тилопу, услышала, что кто-то парит высоко в небе, она поспешила посмотреть, кто же это был. К своему удивлению она обнаружила, что в небе был её работник, и что он продолжал молоть семена кунжута при помощи пестика и ступки. Она устыдилась, что поручила эту работу столь высоко реализованному существу. С великим раскаянием она призналась в этом Тилопе и попросила принять её в качестве ученицы. Как только она мысленно произнесла эту просьбу, Тилопа бросил в неё цветок с неба. Цветок попал ей в голову, и она мгновенно достигла полной реализации. 


Она вознеслась на ту же высоту, что и Тилопа. Весть об этом снова разошлась и быстро распространилась среди огромного количества людей. Когда новость достигла царя, он вышел лично засвидетельствовать это благословенное событие вместе со всем своим окружением. Для всех, кто собрался внизу, Тилопа спел пеню о Дхарме, используя в своём учении пример с кунжутным семенем. В своей песне Тилопа объяснил, что хотя кунжутное семя содержит масло, оно не может извлечь его само. Без тяжелого труда, без перемалывания семян масло не может быть извлечено. Поэтому, хотя каждое живое существо обладает природой будды, без тяжелой работы, без практики Дхармы нет возможности реализовать присущую нам природу будды. Как только Тилопа спел свою песню, царь и все его люди поняли это учение, и достигли полной реализации. В момент их просветления деревня мгновенно опустела. После этого дня Тилопа получил широкую известность. Прославился он не только своими глубокими достижениями, но и тем, что, как он пел во многих своих песнях, у него не было наставника в человеческом обличии. Сделано это было для того, чтобы показать, что он получил передачу непосредственно от аспекта просветления будды Ваджрадхары. 


Подготовлено специально для Savetibet.ru по материалам сайта монастыря Карма Друбгью Таргье Линг.


Перевод с английского Юрия Пучко

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре


В ближайших окрестностях Дхарамсалы, всего в каких-то сорока километрах по дороге на Патанкот (менее, чем в полутора часах езды на машине) находится пещера, в которой один из величайших индийских йогинов махасиддха Тилопа, считающийся основателем школы Кагью, занимался созерцательными практиками и получал прямую передачу учения Махамудры от Будды Ваджрадхары. 


Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в ТрилокпуреОднако информация об этом священном месте по какой-то особой причине обходит стороной не только гостей Маленькой Лхасы, но и большую часть её коренных жителей. Более того, даже узнав о существовании пещеры и её местонахождении, не каждый буддист или человек, интересующийся буддизмом, в конце концов, туда попадает. Особое изумление этот факт вызывает, когда узнаешь, что практически каждый турист или паломник, прибывающий в Дхарамсалу через Патанкот, проезжает на машине прямо над пещерой. 


Следует всё же признать, что при кажущейся на первый взгляд доступности этого места, попасть туда не так уж и легко. Что же мешает приехать в Трилокпур? Климатические условия, особое расположение, режим посещения, недостаток решимости или индивидуальные кармические плоды? Ответ на этот вопрос каждому из вас придётся искать самостоятельно. Для этого вам необходимо лишь загореться желанием и приложить определённые усилия. 


Если вы занятой человек, обладаете богатым духовным опытом или же вам просто не интересны истории и рассуждения о жизни и её законах, вы можете пропустить основную часть статьи и найти необходимую информацию и практические рекомендации в самом конце. Если же вам не жаль потратить лишних десять минут, вы в качестве тренировки можете мысленно совершить это путешествие вместе с одним незадачливым паломником.

Готов ученик, готов ему и учитель.


Один мудрый наставник сказал, что если человек созрел для духовного путешествия, то и муравей может послужить ему проводником. Я же в свою очередь не перестаю удивляться, каким причудливым образом созревают кармические плоды и формируются сопутствующие условия. Казалось бы, что может быть общего между рваными носками, фильмом «Как закалялась сталь» и пещерой Тилопы? Тот самый муравей.


Важные события в жизни происходят не столько в результате длительных поисков и приложения неимоверных усилий, но как-то случайно, невзначай, как будто протискиваются в узкую щель неприкрытых дверей обусловленности и обыденности. И почему-то очень часто это происходит во время путешествия или перед отъездом, когда в твоем распоряжении не очень много свободного времени и возможностей, но при этом ты как бы открываешься миру и случайным событиям. Конечно же, ничто не происходит случайно, закон причинно-следственной связи никто не отменял и семена благих устремлений и усилий насаждать необходимо. Но как важны эти самые пресловутые сопутствующие условия… 

Первый раз я услышал о пещере Тилопы от одного из своих преподавателей тибетского языка Гаден Лобсанга, когда учился в классе разговорного тибетского в школе Исукия в Дхарамсале. Я должен был отлучиться на неделю по неотложным делам в Варанаси, и поскольку пришел в тот день в класс вне расписания, всего на пару часов, мне назначили первого попавшегося свободного преподавателя. Гаден Лобсанг и раньше удивлял меня. Но не дырявыми носками, которые почему-то в первую очередь бросаются в глаза западным ученикам и вызывают у них неприязнь, а тем, что, ещё живя в Тибете, он посмотрел несколько советских художественных фильмов, как ни удивительно, переведенных на тибетский язык. Помню, как меня поразила его радость, от того что я смог понять, о каких именно картинах шла речь. Так они ему нравились! Оказывается, я был первым русскоговорящим учеником, который смог понять его и перевести с тибетского названия фильмов «А зори здесь тихие» (tib. yul ’di’i tho rengs khu sim sim) и «Как закалялась сталь» (tib. ngar lcags btso sbyangs ji ltar bya dgos sam). С тех пор нас связывала искренняя дружба и общая тайна.

Поскольку описываемое занятие было внеплановым, и я, честно говоря, не подготовил домашнее задание, я решил не затрагивать предыдущие темы и спросил его о местах паломничества в Индии, чтобы воспользоваться благоприятным случаем и узнать все эти названия на тибетском языке. Он методично рассказывал мне о Сарнатхе, Бодхгае, Раджгири, Наланде, Вайшали, а я старательно записывал эту информацию. В конце концов, я устал и наугад спросил его о священных местах поблизости от Дхарамсалы. Он задумался и произнес какое-то название, которое я не очень хорошо расслышал. Я попросил его записать название в моей рабочей тетради. Когда он написал «телопуг» (тиб. telo phug), моё сердце учащённо забилось. Ещё больше я обрадовался тому, что речь шла не о широко известной пещере Тилопы в Манди, а о другой, которая находится где-то здесь, рядом, практически в шаговой доступности. Но, к сожалению, более подробную информацию, ни о пещере, ни о её расположении я в тот день выяснить не смог – ни Гаден Лобсан, ни другие преподаватели там не бывали.

Важные события не обходятся без препятствий?


Прошло несколько недель. Я вернулся в Дхарамсалу и рассказал о пещере своему другу Артёму Казаченко. Вместе мы решили, что обязательно должны разыскать её и посетить. Однако наступили учебные будни, и, учась в разных учебных заведениях, мы какое-то время не виделись. А в очередные выходные Артём уехал со своими одногрупниками на учения Его Святейшества Кармапы в один из женских монастырей. Представьте моё удивление, когда он позвонил мне по возвращении и сообщил, что побывал в непосредственной близости от пещеры. Жизнь преподнесла ещё один сюрприз – женский монастырь Карма Друбгью Таргье Линг построен именно рядом с пещерой Тилопы. Но побывать в самой пещере мой друг так и не смог – во-первых, одной из его спутниц стало не хорошо, а во-вторых, чтобы добраться до пещеры, нужно было нанимать местных проводников и, помимо всего прочего, оплачивать доставку лестницы, без которой попасть в пещеру просто невозможно. А это, как выяснилось, стоило немалых денег. Такое обстоятельство несколько охладило наш пыл, а материальные затруднения бедных студентов отодвинули поездку на второй план. 

Время шло, а воспоминание о невыполненном обещании совестливо напоминало о себе. Стоит отметить, что совестливость, как ментальный фактор, играет очень важную роль вообще и в моей личной жизни в частности. Это состояние ума, непредсказуемо возникающее и путающее все планы, предопределило многие события. Вот и на этот раз я постоянно ощущал, что что-то недоделал, и это обстоятельство несколько омрачало мою учёбу. Однажды вечером по дороге домой я встретил свою бывшую однокашницу по классу тибетского языка в Библиотеке тибетских работ и архивов американку Лизу Кабутан. Мы разговорились с ней и, когда она спросила о моем наставнике, я рассказал ей о Тэло Тулку Ринпоче и его необыкновенной истории, а также вскользь упомянул о пещере в Трилокпуре. Мы разошлись, но в следующую нашу встречу Лиза буквально вцепилась в меня с идеей о посещении пещеры. Она нашла подробную информацию о Тэло Ринпоче в интернете и так ею вдохновилась, что не могла не посетить его пещеру. Мы договорились, что поедем туда вместе. Я же взялся выяснить дорогу. 


Добраться до Трилокпура можно на автобусе, который ходит из Дхарамсалы в Патанкот, или на машине. Однако, поскольку ни я, ни Лиза там ранее не бывали, а Артем оказался занят и не мог составить нам компанию, мы, обладая опытом общения с местными водителями общественного транспорта, не решились на них полагаться. Я начал искать водителя такси, который мог бы нас туда отвезти. Тут-то и выяснилось что, никто из наших знакомых водителей не знает, где находится Трилокпур. Более того, этого не знал никто из местных таксистов. Они лишь высказывали свои предположения, но география этих предположений равномерно охватывала Дхарамсалу как минимум с трёх сторон. Отбросив досаду, я лишь трезво оценил, насколько «популярен» это маршрут среди туристов и местных жителей.

Но, кто ищет, тот найдёт. Хозяин гостиницы, в которой я проживал, как выяснилось, недавно приобрел такси и, поскольку сам он управлять машиной времени не имел, нанял водителя. Им оказался индиец родом из деревушки, которая находится рядом с Трилокпуром. Мы были обречены на счастье.

Когда английский не помогает


В оговоренный день и час мы с Лизой выехали в Трилокпур. Тут-то и выяснилась оборотная сторона нашего счастья. Деревенский водитель ни слова не понимал по-английски, а мы практически на его уровне говорили на хинди. И, поскольку языковой барьер и неспешный уклад жизни мешал ему понять наши ограничения по времени, мне пришлось лично пробивать нам дорогу в ставших, к сожалению, уже знаменитыми дхарамсальских пробках. Практически час мы выбирались из Дхарамсалы и полтора часа добирались до Трилокпура. С учащенным сердцебиением мы подъёхали к монастырю и вошли в ворота. 


Монастырь оказался почти пуст, большинство монахинь покинули его для проведения философских диспутов. Тем не менее, встретили нас очень радушно. Монахиня-послушница, совершенно не говорившая по-английски, почему-то засмущалась и, не вступая в общение, провела нас в трапезную комнату. Там нам предложили чай и печенье. А минут через пятнадцать к нам спустилась монахиня-администратор. Она немного говорила по-английски, но с большой радостью перешла на тибетский, когда узнала, что мы его довольно сносно понимаем. В ходе разговора выяснилось, что пещера находится совсем недалеко от монастыря, и что пешком туда идти ровно столько же, сколько ехать на машине – около десяти минут. Также она сообщила, что при желании нам могут выделить местных мальчиков-проводников и совершенно бесплатно предоставить монастырскую лестницу. Мы очень обрадовались, когда узнали, что наши траты будут намного меньше ожидаемого. Однако мы не решились оставить машину с не очень понятливым водителем в монастыре и решили ехать на место вместе. Оставалось только растолковать дорогу водителю. Для этого мы пригласили его в трапезную. Думаю, что в таком формате переговоры ещё нигде и никогда не проходили. Мы совещались с Лизой по-английски, я переводил наши вопросы и пожелания на тибетский, а монахиня-администратор общалась с водителем на хинди. Далее цепочка повторялась в обратном направлении. Несмотря на то, что объяснение дороги и доведение до водителя наших пожеланий заняло порядка получаса, я был на седьмом небе от счастья от всего происходящего. Во-первых, мы были очень близко от нашей цели, и ничто не предвещало особых трудностей, а во-вторых, я впервые ощутил, что мой тибетский в некоторых случаях может реально помочь и действительно открывает множество, казалось бы, закрытых дверей. 


Итак, через какое-то время две партии нашей экспедиции выдвинулись к цели разными маршрутами – мы с Лизой и водителем на машине поехали вокруг, а несколько мальчиков-индийцев понесли лестницу напрямую. Местом встречи был мост у реки. Мы достигли цели первыми и прождали около десяти минут, пока наши проводники спустили стремянку коротким путем. Однако здесь нас ожидал новый сюрприз. Спуск от моста к реке был огорожен, а калитка, открывавшая доступ к лестнице была заперта на замок. 


Эта ситуация по-видимому оказалась неожиданной и для наших проводников. После короткого совещания один из них неожиданно исчез и появился через десять минут в сопровождении монахини. Однако ни она, ни кто из проводников открыть замок принесенным ключом не смог. Монахиня уже собиралась идти искать другой ключ, когда русская смекалка предложила идею постучать по замку камнем, чтобы освободить его возможно приржавевшие детали. Фокус с камнем удался, калитка радушно распахнулась, и мы сделали первые шаги навстречу новым испытаниям. 

Спуск к руслу реки не был тяжел, мост является стратегическим объектом, поэтому к его опорам ведет бетонная лестница. А вот дальше начинались реальные трудности. Чтобы добраться до пещеры от моста нужно пройти не более пятисот метров. Но крутой высокий берег, по которому собственно и проложена дорога на Патанкот, нависает над самой водой и не дает возможности идти посуху. Поэтому, чтобы не идти всё время по руслу реки, его приходится несколько раз пересекать в разных направлениях, лавируя между отмелями и стремнинами. И хотя в это время года уровень горной реки минимальный – в самом глубоком месте чуть выше колена невысокому мужчине – течение довольно сильное, и для женщины представляет определенные трудности. Мальчики как могли помогали Лизе – она в качестве опоры держалась за лестницу, которую они очень ловко несли, несмотря на сильный поток. Однако пару раз Лиза не удержалась и, упав, окунулась в воду с головой. Я не мог ей помочь, поскольку выполнял функцию «кули» и нёс все наши вещи. 


В конце концов, мы добрались до места. Разместив вещи на противоположном пологом берегу, мы с нетерпением стали наблюдать, как мальчишки устанавливают лестницу. Работа усложнялась тем, что помимо сильного течения с высокого обрыва стекают ручьи и небольшими водопадами отделяют подступы к пещере от противоположного берега. Добраться до пещеры сухим нет никакой возможности. 


Поиск устойчивого положения для лестницы занял несколько минут. Я завернул книги и телефон в полиэтиленовые пакеты, сложил их и седушку в сумку и, принимая душ из весенних ручьев, стал отважно взбираться вверх. Стремянка оказалась коротковатой, и последний метр нужно было преодолевать, карабкаясь по мокрым камням и цепляясь за свисающие ветви и корни. Задача не из простых, но при помощи наших верных проводников мне удалось преодолеть это последнее препятствие. 


Пещера оказалась не очень большой, размером с небольшую комнату с низким потолком и выдолбленными в песчанике плоскими стенами. Вход в пещеру отделяет от внешнего мира ковер из корней, веток и листьев. Внутреннее пространство пещеры поделено на несколько отсеков, через некоторые из которых протекает источник. В глаза сразу бросаются красивые известковые сталактиты. Основная часть пещеры напоминает прямоугольную комнату с полом из влажного песка. Приятная прохлада и тихое журчание ручья создают комфортные условия для созерцательного погружения. 


К сожалению, моя спутница так и не смогла взобраться в пещеру. Я же сделал несколько снимков, попросил проводников спуститься вниз и провел час в созерцании

Рисовые поля в Китае.

Увидев однажды рисовые террасы в Китае, создается впечатление, что выращивание сельсхохозяйственных культур в этой стране осуществляется с помощью ландшафтного дизайна.

Строительство рисовых террас началось еще в династии Юань (1271—1368). Названия у смотровых площадок вокруг рисовых террас в Китае тоже красивы: «Девять драконов и пять тигров» «Семь звезд вокруг луны»…Здесь их называют «самыми красивыми на свете» и «единственными под облаками».

Лонгшень — наш следующий пункт, знаменит одними из красивейших в мире рисовых террас. Уступает они, возможно, только террасам в Юньнань, но нам они не подходили по нескольким причинам. К маю в Юньнани, расположенной гораздо южнее Гуанси, рис уже всходит полностью (лучшее время для посещения этих террас — февраль), а значит теряется эффект «стеклянных полей», из-за которых все и едут любоваться террасами.

Когда в путеводителях говориться о Лонгшене как о месте, куда приезжают любоваться террасами, имеют ввиду три относительно разных места: сам Лонгшень и две деревеньки рядом — Пиньян и Дажай. Деревеньки расположены в нескольких километрах друг от друга, Лонгшень же — в примерно в 1-1,5 часах езды от них.

Во всех отчетах рекомендовалось ехать в Дажай, поскольку террасы там якобы красивей, но он, как указывалось, менее доступен. В Лонгшене знатоки вообще не рекомендовали оставаться, поскольку из всего комплекса «Хребет дракона» он наименее интересен. В смысле доступности Дажая — ничего подобного, он менее доступен ровно на лишних 20 минут на автобусе. Главное, не перепутать автобусы и не сесть на тот, что идет до Пиньяна. Но если запастись иероглифом, проблем, думаю, не будет. Кроме того, иностранцев там много, так что спросить есть у кого.


Что касается выбора в смысле красоты террас, то тут нам оставалось только полагаться на мнение тех, кто там побывал. Так что выбор пал на Дажай.

Но до «Хребта дракона» нам еще предстояло добраться. Из Чжанцзяцзе у нас было три варианта переезда:


Из Фенхуана есть дневной автобус повышенной комфортности, и если выстроить маршрут правильно, то добраться можно даже с удобствами. Но переезд занимает целый день, а в двухнедельных поездках по чужой стране терять день жалко. Кроме того, вы приедете в Гуйлинь, а не в Лонгшень, путь до которого занимает еще около 2 часов, а до Дажая еще час. Приезжать в Дажай поздно вечером не рекомендуется категорически, поскольку до любого отеля там придётся подниматься, а в темноте это не только тяжело, но и опасно.

Добираться из Чжанцзяцзе на поезде до Гуйлиня с пересадкой в Лючжоу. Этот вариант был нами отвергнут по тем же причинам, что и первый. Кроме того, как написано в отчетах, поезд до Лючжоу часто опаздывает, так что этот переезд может затянуться на неопределенно длительное время.

Ехать на вечернем поезде из Чжанцзяцзе до Санцзяна (Sanjiang). Этот вариант тоже не супер, но позволяет добраться до Дажая часам к 11-12 утра следующего дня, а то и того раньше, так что терять день не придется. Единственный минус — поезд прибывает в Санцзян в 2 часа ночи, так что нужно решать что-то с ночлегом. Мы выбрали этот вариант, ничего так и не решив с ночевкой. Не то чтобы мы не пытались, но ни agoda, ни booking не предложили никаких вразумительных вариантов. Но все образовалось само собой.

Приехав в Санцзян, мы направились в Лонгшень, а уже оттуда – в Дажай. На автобусной остановке толпится куча владельцев отелей. В любом случае, советую воспользоваться их услугами. Отель там можно снять по вполне сходной цене. Только старайтесь выбирать отель наверху, там, куда ведет канатная дорога, поскольку остальные view points совсем не такие интересные, но находятся ниже. Рядом же с канаткой вид самый лучший, тот самый, что изображается на всех проспектах.


Попасть наверх можно двумя путями: по канатке или пешком вместе с владельцем отеля, если вы с ним договоритесь внизу. Когда мы подъехали, канатка почему-то стояла. Мы посчитали, что она не работает, и отправились пешком. Молоденькая очаровательная девушка, дочь хозяйки нашего отеля, взялась нас провести, сказав, что дорога наверх займет 15 минут. Видимо, измерять расстояние в минутах – национальная особенность китайцев. Поэтому советую сразу уточнять, о каком виде транспорта идет речь. В данном случае, скорее всего, речь шла о самолете. Дорога заняла час.

Хорошо еще то, что мы были заранее предупреждены не брать сумки на колесиках и ходили с рюкзаками. А вот Хао, путешествовавшему с небольшим чемоданчиком на колесиках, крепко досталось. Мы его предупреждали, но он и тут не послушался, как и в случае с кожаными ботинками и белыми носками. Дело в том, что тропа сплошь состоит из ступенек, а потому владельцы сумок обречены испытывать адские муки, поднимаясь вверх и взвалив такую сумку на спину. Мы шли немного впереди, а Хао и девушка – немного сзади. Позади себя мы слышали охи и ахи Хао, проклинавшего судьбу и заодно нас, потащивших его в такую глушь.


Отоспавшись, в 5 утра мы уже были на посту, т.е на террасах на вершине холма. Красота была просто неописуемая. Рассвет, небо ясное и легкая дымка над деревней внизу. Вдоволь наигравшись, мы отправились гулять по самим террасам на другие смотровые площадки. Конечно, сами. Хао, естественно, с нами идти отказался.

Мы вполне приятно прогулялись по террасам, осмотрели другие площадки (и еще раз убедились, что с отелем не прогадали), но вот в конце заблудились. Дело в том, что нам очень хотелось посмотреть окрестные деревни, потому что по отчетам мы знали, насколько они живописны. К тому же в этих деревнях есть одна особенность — там живут женщины, у которых в обычае носить ОЧЕНЬ длинные волосы:

До одной такой деревни мы добрались часа за три. От нее уходила дорога, которая вскоре, как мы считали, должна была вывести нас к станции канатки ниже от нашего отеля. Но тут мы крепко промахнулись. Дорога была горной и петляла по склонам холмов. И вместо 1,5 км как мы считали, нам пришлось пройти 7. Жара стояла невероятная. На террасах, где везде вода, она почти не ощущалась, а вот на раскаленном асфальте, где совершенно нет тени, идти по такой дороге было не просто тяжело, а и опасно.


Нам предстояло добраться сегодня до последней точки нашего путешествия — в Яншо.

Рисовые террасы — это остроумное инженерное решение, придуманное древними жителями Азии. Для роста риса необходима вода в больших количествах. Каждая терраса — это своего рода бассейн, который удерживает воду, выходящую из грунта и обильно выпадающую на местные склоны в виде осадков. Вода стекает на террасы и из лесов, укрывающих вершины горных хребтов, что гарантирует обилие воды и перспективу хорошего урожая.

Адыгея - красивейшее место.

Побывав на плато Лаго-Наки,что в Адыгее, Вы будете поражены, насколько здесь красиво. Никакой загрязнённой экологии, только чистый свежий воздух и зелёные поля, расстелившиеся у подножий гор. Складывается впечатление, что в здешних краях ещё не ступала нога человека, ибо никаких признаков пребывания людей здесь нет. В южной оконечности плато располагается гора Пшехо-Су, чьё название переводится как "вода княжны". Эта гора популярна у туристов, несмотря на то, что является самой низкой вершиной Фиштинского массива. Но, в любом случае, восхождение на Пшехо-Су будет ярким и незабываемым опытом.

Вообще, большая часть тур-маршрутов в Адыгее берёт начало от посёлка Каменномостский, который находится как раз возле вышеупомянутого плато. Главной гордостью этого населённого пункта считается Хаджохская теснина, также известная как Шум. Она представляет собой витиеватую каменистую щель и является объектом многочисленных экскурсий. У входа в теснину оборудовано кафе, а на её территории - специальные площадки, с которых посетители могут запечатлеть пейзаж. Тут же рядом находится местный зверинец, среди обитателей которого числятся страусы, медведи, выдры, множество птиц и др.

В нескольких километрах от посёлка находится ещё одно удивительное природное чудо Адыгеи - водопады Руфабго, расположенные в ущелье одноименной реки. Всего здесь насчитывается десять водопадов, самыми крупными из которых являются: Сердце Руфабго, Чаша Любви и Девичьи Косы.

Поистине уникальнейшим памятником природы считается Долина аммонитов. Аммониты - это давно вымершие моллюски, а потому находки, обнаруженные здесь очень ценны. Кстати, неподалёку расположен Музей Камней, где можно в спокойной обстановке ознакомиться со всеми найденными в этих краях окаменелостями. 

Очень любят туристы Адыгейские пещеры. Самые известные из них - это Озёрная, подземные залы которой наполняются озёрцами в сезон дождей, и Пещера Саксофон, получившая своё название из-за доносящихся из неё своеобразных звуков, издаваемых сквозным потоком воздуха. Та же история с Пещерой Флейтой - ручей, струящийся по стенам, издаёт звуки, напоминающие флейту. Их хорошо слышно благодаря замечательной акустике. Также популярна пещера Духан. Водопад, находящийся внутри неё привлекает туристов, ровно, как и обилие сталактитов и сталагмитов невиданной красоты.

Отправившись отдохнуть или по деловой путевке в город Сургут не забудьте, что есть  гостиница «Югорская», которая  находится в центре Сургута и всегда рада своим постояльцам. Комфортные номера, бесплатный завтрак и интернет по Wi-Fi создадут приятную домашнюю атмосферу. Ну, а перейти на сайт гостиницы и заказать номер можно по ссылке.

http://hotel-ugra.ru/


ГУЙЛИНЬ, КИТАЙ, ПЕЩЕРА "ТРОСТНИКОВАЯ ФЛЕЙТА"


После полезностей, перейдем к красивостям. И снова речь пойдет о Китае. 

Здесь находится одна из самых крупных и живописных карстовых пещер Китая - Пещера "Тростниковой флейты", которая расположена в городе Гуйлинь, на юге Китая. Гуйлинь - древний город, о котором сами китайцы говорят, что это "самый красивый город в Поднебесье". 

Упоминания о посещении пещеры зафиксированы около 1000 лет назад, однако официально для посещений она была открыта в 1959 году.

Когда-то на месте города Гуйлинь был океан. В результате природных катаклизмов вода ушла, и на поверхность поднялись удивительной красоты горы с диковинными ущельями, гротами и пещерами.

Наиболее известная из пещер - и есть пещера "Тростниковой флейты", которая входит в систему пещер и тоннелей. Она уходит в глубину на 240 метров и содержит множество сталоктитов и сталогмитов.

Свое название пещера получила благодаря свешивающимся со свода сталактитам, напоминающим тоненькие дудочки, а так же благодаря зарослям бамбука, которые покрывают окрестности холма. Местные жители использовали бамбук с этого места для производства музыкального инструмента - флейты.

Сталактиты в пещере подсвечиваются и образуют великолепные картины. Эта подсветка и отражение в подземном озере создают впечатление застывших действий, имеющие по китайской традиции поэтичные названия: "Башня Дракона", "Хрустальный дворец", "Заря в Львиной роще" и другие. Во время экскурсии по пещере можно увидеть множество удивительных камней, напоминающих загадочные очертания, например, матери с ребенком.

Однако несмотря на яркую подсветку пещеры, сфотографировать здешнюю красоту не очень легко, для этого надо иметь специальное оборудование.

Смотрим фотографии пещеры:

Цветные горы Данься


Цветные горы Данься (кит. 丹霞, анг. Danxia landform) – уникальное геологическое образование в китайской провинции Ганьсу. Красочные сюрреалистические пейзажи образует красный песчаник, окрашенный осадочными породами Мелового периода. В далеком прошлом местность была дном огромного озера, в который впадало большое количество рек, приносивших сюда разнородный песок. Порядка 70 миллионов лет назад водоем высох, а оголившиеся осадочные породы, содержащие в себе различные металлы, окислились, создавая причудливую палитру. В 2010 году уникальные скалы вошли в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

БАМБУК. БЕСПОДОБНО КРАСИВО.

Бамбу́ковые (лат. Bambusoideae) — большое подсемейство растений семейства Злаки (Poaceae). В подсемействе насчитывается около 1200 видов. Имеются 2 основных типа бамбуков, которые одновременно являются представителями двух таксономических триб:

* Триба бамбуки (лат. bambuseae): представители — одревесневающие растения со стройным, нередко ветвящимся, часто высоким стеблем, воздушными, изящными кронами, травянистыми листьями, а иногда и с гигантскими метёлочными соцветиями.

* Триба олировые (лат. olyreae): представители — растения, которые растут как «обычные» травы, образуют заросли и не одревесневают; как правило, данные растения редко бывают выше одного метраРост и развитие некоторых видов

Почти все бамбуковые достигают огромных размеров (например, Dendrocalamus brandisii может вырасти до 38 м, при этом окружность стебля достигает 80 см, то есть около 25 см в диаметре). Растения подсемейства бамбуковых являются важнейшими техническими культурами во многих странах мира, а обыкновенный бамбук Bambusa arundinacea можно сравнить в этом отношении только с кокосовой пальмой. Родина обыкновенного бамбука неизвестна, хотя он распространён в обоих полушариях Земли. Из корневища обыкновенного бамбука очень быстро и бурно вырастают многочисленные стебли, длиной 18 м и выше, на которых имеются листья длиной 18 и шириной 1,3 см. Цветёт обыкновенный бамбук раз в 25 лет, очень обильно и одновременно на больших территориях, образует плоды, а затем отмирает полностью или отмирают только его наземные побеги, а корневища сохраняются. Гигантский бамбук Bambusa gigantea цветёт раз в 30 лет. Bambusa tulda в Индокитае в течение одного месяца вырастает на 22 м. В бассейне Амазонки бамбук широколистный Bambusa latifolia является важной частью аборигенной флоры. Из Китая и Японии в Европу были завезены пёстролистные виды бамбука, из которых в качестве декоративного растения особенно распространён японский низкорослый бамбук Bambusa fortunei.

Для бамбуковых характерна большая скорость роста, рекордная скорость зафиксирована у мадаке (Phyllostachys bambusoides), за сутки выросшего на 120 см.

При культивировании бамбука в качестве декоративных растений необходимо помнить, что данное растение характеризуется очень развитым корневищем, поэтому оно способно за короткий промежуток времени «захватить» большие территории. Чтобы предотвратить подобное «расселение», рекомендуется перед высадкой создать специальные ограждения в земле, за которые корневища не могли бы прорасти.

Цветение

Некоторые виды бамбука цветут крайне редко — раз в сто лет или ещё реже. Даже растущий в нижнем ярусе леса саза или низкорослый бамбук цветёт один раз в 20 лет.

Если же растение «доживает» до момента цветения, то сразу же после него погибает, так как в этот период оно расходует последние запасы энергии. Как правило, период цветения охватывает большие территории, на которых произрастает бамбук. В таком случае, последующая за цветением гибель растений часто приводит к полному исчезновению бамбука на данной территории. Подобный случай, например, произошёл в Европе в 90-х годах прошлого века, где бамбук культивируется в качестве садового растения. Нужно отметить, что регулярная обрезка способна предотвратить цветение и следующую за ним гибель растения.

Из-за того, что бамбук цветёт так редко, само цветение пока ещё мало изучено. Например, ещё до конца не известно, почему период цветения наступает так редко и что является пусковым механизмом к его началу. Учёные предполагают, что столь редкое цветение бамбука является эволюционным приспособлением, обеспечивающим размножение бамбука — в природе нет животных и птиц, которые поедали бы исключительно семена этого растения — ведь дожить до следующего цветения практически невозможно.

Распространение

Будучи тропическими и субтропическими растениями, в естественных условиях бамбуки произрастают в Азии, Европе, обеих Америках, Африке и Австралии. Травянистые бамбуковые встречаются исключительно в тропиках, тогда как некоторые одревесневающие виды достаточно хорошо чувствуют себя и в более холодных областях. Так, например, Chusquea aristata в восточных Андах на высоте 4700 м над уровнем моря образует непроницаемые чащи, которые поднимаются ещё выше — вплоть до снеговой границы, а в Гималайских горах несколько видов бамбука поднимаются на высоту до 3800 м, Bambusa metake из Японии и несколько видов китайского бамбука прекрасно растут в Центральной Европе. Представители рода Саза (Sasa) растут даже на Сахалине и Курильских островах (см. Курильский бамбук).

В качестве продукта питания

Единственная пища большой панды — бамбуковые побеги

Молодые побеги бамбука используются в пищу в качестве овощей. А виды Bambusa, Dendrocalamus и Phyllostachys чаще всего употребляют в пищу.

Свежесрезанные бамбуковые побеги имеют очень твёрдую, светло-жёлтую сердцевину с узкими перемычками в коленах воздушных камер. Бамбук, используемый в пищу, срезают сразу после всхода, когда побеги ещё покрыты очень прочными, опушенными тёмно-коричневыми листьями, которые перед кулинарной обработкой удаляют.

Бамбуковые побеги, в основном, импортируются из стран Азии и Латинской Америки. В Европе бамбук как сельскохозяйственное растение культивируется только в Италии.

Побеги бамбука содержат цианогенный гликозид, который разрушается в процессе кулинарной обработки. Многие виды бамбука содержат горечи, которые также разрушаются при кулинарной обработке. В Японии бамбуковые побеги варят, например, вместе с «нукой» — мукой, которая образуется при шлифовании риса и содержит, прежде всего, внешние слои рисового зерна.

Из-за того, что побеги бамбука содержат много кремниевой кислоты (H2SiO3), которая необходима для поддержания нормального состояния волос, кожи и костей, и которая успокаивающе действует при депрессиях, то они применяются в традиционной восточной медицине.

Похожие на овёс семена бамбука также можно употреблять в пищу.

В качестве стройматериала

Из жёсткой, лёгкой и очень прочной древесины можно строить дома. Когда-то вся столица Таиланда покоилась на бамбуковых плотах. Из бамбука строились также мосты и водопроводы.


В садоводстве

В китайском садоводстве бамбук — один из основных элементов. В европейских садах он тоже приобретает всё большую популярность.

Бамбуковые рощи, бамбук на террасах, оформление внутренних двориков, защита от света и ветра,— это все можно применить в декоративном садоводстве. Сочная зелёная листва, стебли разных расцветок и форм подходят к любому саду и прекрасно гармонируют с цветами и деревьями.

Бамбук — вечнозелёное растение, поэтому его побегами можно наслаждаться даже зимой

Для производства предметов обихода

* Бамбук используется для изготовления мебели. Из него делают головные уборы, плетёные корзины и шторы, палочки для еды и многое другое.

* Жители Явы используют бамбук и как «посуду» для приготовления пищи, и как саму пищу — в бамбуковых коленах запекают на углях молодые бамбуковые побеги.

* В Китае использовался в качестве материала для письма, как кисти.

* В Японии, в средние века из толстых трубок бамбука производились контейнеры для сыпучих материалов и для жидкостей, вроде фляг.

* Из расщеплённого бамбука изготавливают разнообразные плетёные вещи — вплоть до верхней одежды.

* В Европе из бамбука длительное время изготавливали трости и ручки для зонтиков. Хорошо известны бамбуковые удилища для рыбной ловли и лыжные палки. В США из бамбука в конце XIX века производили даже рамы для велосипедов.

* В Индии раньше выделялась каста банспхор (от банс — бамбук), как замкнутое сообщество ремесленников, специализирующихся на изготовлении изделий из бамбука.


При изготовлении музыкальных инструментов

В некоторых странах, прежде всего Китае, Индонезии, Японии, на острове Таити, из бамбука изготавливают разнообразные музыкальные инструменты. Так, например, в Японии из бамбука изготавливают флейты «сякухати».

Однако только духовыми инструментами использование бамбука не ограничивается — из него изготавливают также щипковые и ударные музыкальные инструменты.

В качестве оружия

Из бамбука изготавливали и изготавливают в настоящее время различные виды оружия: духовые ружья, древки, стрелы, наконечники для стрел, копья и частоколы.

В Японии из бамбука в процессе очень сложной обработки изготавливают самурайские луки. Используя похожую технологию обработки, из бамбука изготавливают луки и для современных спортсменов-лучников.

Во время Вьетнамской войны партизаны, боровшиеся против американских войск, устраивали ловушки и волчьи ямы, дно которых было усеяно частоколом из бамбуковых шестов с обрезанными под острым углом верхушками.

Заострённые бамбуковые колья служили импровизированным оружием индонезийским ополченцам во время борьбы за независимость против голландских колонизаторов. В Индонезии такая бамбуковая пика (индон. Bambu runcing, букв. острый бамбук) является символом национально-освободительной войны.

Использовались также как инструмент мучительной и долгой казни. Казнимый закреплялся над обрезанной верхушкой. Бамбук рос и протыкал казнимого.


В качестве сырья

В Китае большая часть бумаги производилась из молодых бамбуковых побегов, также производившееся на Ямайке бамбуковое волокно являлось основным сырьём для североамериканских бумажных фабрик.

В междоузлиях старых побегов образуется так называемый табаксир, который используется в традиционной китайской медицине, а также в качестве полирующего материала и экспортируется в больших объёмах в Аравию.

Культурное значение

С бамбуком связаны многочисленные символические значения. Так, например, в Китае он символизирует долголетие, в Индии является символом дружбы. На Филиппинах крестьяне устанавливают бамбуковые кресты на плантациях как талисман, который привлекает счастье.

В Японии с бамбуком также связаны положительные понятия. Так как бамбук имеет очень прямолинейный рост и свежий зелёный цвет побегов и листвы, то в Японии он считается символом чистоты. Вместе с ветками сосны и цветущей сакурой, бамбук является символом Страны восходящего солнца. Три растения являются не только символами счастья, но также используются для обозначения ценовых категорий суси (суши). В конце года на каждой входной двери в Японии появляются связки сосновых веток и бамбуковых побегов (кадомацу), которые, по представлениям японцев, привлекают в дом счастье в наступающем году.

Бамбук был излюбленным объектом изображения для многих китайских художников. Одним из наиболее известных мастеров рисования бамбука художник (сунской эпохи) Вэнь Тун (1019—1079; Wen Tong). 

Бамбук в китайской живописи

Так как бамбук цветёт очень редко, и его семена употребляются в пищу преимущественно в голодные времена, то цветение бамбука в некоторых культурах интерпретируется как предвестник голода.

В некоторых культурах Азии, например, в Андаманской, считается, что всё человечество произошло, выйдя из междоузлий бамбуковых побегов. А в Японии и Малайзии бытуют поверья о молодой (и очень миниатюрной) девушке, которая живёт в стволе бамбука и появляется если разрезать побег.

Существуют пословицы, поговорки и другие крылатые выражения со словом бамбук. «Так не гнётся бамбук!» — вьетнамский лозунг времен войны с США. «Курить бамбук» — русская сленговая фразема, означающая бездеятельность.


Валенсия — один из самых сочных, ярких, полных жизни и всевозможных праздненств город Испании. Говорят, красивейшие девушки в стране рождаются именно здесь. Одна из самых знаменитых футбольных команд — родом отсюда. Роскошные песчаные пляжи — тоже «фишка» этого города. Ну, а про достопримечательности Валенсии и говорить не стоит: нет в этой солнечной стране на Иберйском полуострове места, где так бы сочеталась древность и футуризм. От умопомрачительного Города науки и искусств Калатравы до Крипты Святого Висенте в Валенсии отделают всего пара километров… и несколько столетий.

 

Посмотрите видео про красивые места Валенсии, надеемся, что после просмотра, Вы обязательно в ближайшее время окажетесь в этом чудесном месте.


Соц. сети.

Если ты погрузишься в тишину, что живет в сердце, то ты услышишь в этой тишине, вечную песнь жизни.

Как славно верить

в чудеса,
К
огда святые небеса

Откроются тебе навстречу,

И станет жить намного легче.

Когда сбывается мечта,

Душа свободна и чиста,

И ты паришь на крыльях счастья,

Презрев печали и напасти.

Как славно верить

в красоту,

В людскую добрую молву

И слышать ангельское пенье,

Познав удачу и везенье.

Как славно повстречать любовь

И свет сердец увидеть вновь,

Когда душа поет от счастья,

И солнца луч сменил ненастье.

Как славно верить

и любить,

Смеяться, доброе творить,

Беречь и славить без конца.

Свое земное побеждая
естество,
И взор свой устремляя
в бесконечность,
Рождается внутри иное
Существо,
Познавшее Себя, Любовь и Вечность.

Открыты двери

и проложен путь,
В храм бытия зовет
Существованье,
И разделенная Божественная Суть,
Вливается опять

в единое Сознанье.

Сияет Истина Божественным огнем,
В Цветке Небесном
золотого цвета
Сливаются в одну все 
Души в нем, 
И тают формы в Океане Света!

Богородице Дево, радуйся!

Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Нельзя Обижаться На Оскорбления

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: 

– Ты безбожник!
Ты - пьяница! Чуть ли не вор! 

В ответ на это Хайям лишь улыбнулся. 

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма: 

– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? 

Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал: 

– Идем со мной. 

Щеголь проследовал
за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал: 

– Примерь, это тебе под стать. 

Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился: 

– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. 

– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. 

Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. 
Обижаться
на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.