Рерих - путь к смыслу жизни.



Рерих
- выдающийся исследователь, писатель, художник, мыслитель эпохи зарождения нового мышления , который дал оценку и нашел новый путь к прозрению.


Художник родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец -коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир. 

Ранние впечатления детства -дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи Русского Севера - все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника. 

Отец надеялся, что Николай, как старший сын, наследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии К.И. Мая в 1893 году в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он, тем не менее, вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета. В Академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился, прежде всего, развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их «сочинениями».
Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы. 

Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию «несравненно самобытной былой природы», русского исторического прошлого. Особенно остро Рерих чувствовал «прямую противоположность» природы и современного города: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком»,
- писал он. 

Молодость.   

Путь к духовному обновлению жизни многие мыслители видели в возвращении к природе.
Идеи Руссо приобрели в XIX веке еще больший смысл. В России Лев Толстой звал к «опрощению»; в Индии Махатма Ганди сделал домашнюю прялку символом спасения; во Франции художник Поль Гоген в поисках «первобытного рая» бежал из Европы на остров Таити; в Англии философ Джон Рёскин, идейный вдохновитель художников-прерафаэлитов, требовал, чтобы при сооружении железных дорог сообразовывались с окружающим пейзажем; американские кантианцы-трансценденталисты
(Р.У. Эмерсон, Г. Торо, Т. Паркер и другие) связывали свои духовные искания с природой. 

 

Рерих задумывает живописный цикл под названием Начало Руси.
Славяне, в котором задается целью показать гармоническое слияние древнего человека с природой. Тему для картины Гонец. «Восста род на род» художник нашел в Повести временных лет - первой русской летописи, составленной в XII веке монахом Киево - Печерского монастыря Нестором. ...Рог золотого месяца появился из-за густого леса и осветил мрак ночи, вырвав из темноты высокий холм, похожий на муравейник, глухие жилища на нем, обнесенные высоким частоколом, тихую гладь реки и лодку с сидящим в ней стариком и стоящим гребцом... Состояние, полное тревоги, вызывает возникшее видение. 

Картина написана под несомненным влиянием Куинджи (мотив Лунной ночи),
но внимание любителей искусства особенно привлекло сказавшееся в ней мироощущение. Неожиданным оказался и выбор сюжета.
На полотне Рериха предстали безымянные герои древней истории. 

Мастерскую Куинджи посещали в основном художники, уже прошедшие хорошую школу рисования. Рерих еще в детстве брал уроки у скульптора
и рисовальщика М.О. Микешина. Занятия у Куинджи, развившие в нем оригинальную индивидуальность живописца-колориста, по части рисования были недостаточны. Это хорошо понял сам художник при работе в 1898 году
над следующей картиной - Сходятся старцы.

В 1899 году картина Поход обратила на себя внимание С.П. Дягилева, пригласившего Рериха участвовать в выставке нового художественного объединения «Мир искусства». Отношения с этим вновь возникшим обществом, возглавляемым С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа, у Рериха складывались сложно
и противоречиво, но, когда в 1910 году ранее распавшийся «Мир искусства» вновь возродился, Рерих был избран его председателем. 

В 1900 году Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника
и педагога Ф. Кормона. Оставаясь верным своим темам и сюжетам (в Париже он продолжает работу над Славянской серией), но, используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.
В Париже написаны картины Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, Идолы, Заморские гости. Небольшая по размеру картина Красные паруса была одобрена Кормоном. Картину Заморские гости Рерих заканчивает в 1901 году. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. 

Некоторые картины Рерих сопровождал своеобразными по жанру литературными комментариями. В Заморских гостях воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи По пути из варяг в греки, написанной художником еще в 1899 году: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские - увидят они редких, незнакомых гостей, удивляются они
на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи;
яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит». 

Вступление. Рерих и его литературное наследие.


В наш XXI век, век узкой специализации, фигура Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальное явление. Разносторонность его дарования такова, что невольно напрашивается сравнение с великими творцами Ренессанса, и прежде всего - с Леонардо да Винчи. Общеизвестны слова Джавахарлала Неру: «Когда я думаю
о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху
и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал множество аспектов человеческих устремлений». Не сразу, но постепенно, шаг за шагом, мы открываем для себя грани этой изумительной, этой всепроникающей деятельности.
Величие жизни и творчества Рериха предстает перед нами все отчетливей, все полнее. Таинственные или малоизвестные страницы его биографии (Трансгималайское путешествие, американский период жизни) прояснены исследованиями последнего времени. Если лет двадцать тому назад можно было писать: «Рериха-художника мы знаем, Рериха - писателя, Рериха - поэта мы знаем понаслышке или не знаем вовсе», - то теперь такое заявление не соответствовало бы истине. Множество сборников познакомили нас с поэтическим творчеством Рериха. Образцы его прозы представлены в книгах «Н.К.Рерих. Из литературного наследия» и «Зажигайте сердца». Вышел в свет дневник азиатской экспедиции художника «Алтай - Гималаи». Но, конечно, работа над творческим наследием Рериха продолжается, и радость многих открытий нас несомненно ждет впереди.

 

Напомним некоторые факты биографии художника. Николай Константинович Рерих родился в 1874 году в Петербурге. Летние дни мальчик проводит в отцовском имении Извара. Торжественная и строгая красота северных пейзажей захватывает его воображение, будит в нем художника. Устами главного героя повести «Пламя» - не случайно главный герой повести художник - он скажет: 

«Вообще помни о Севере. Если кто - нибудь тебе скажет, что Север мрачен
и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?» 

В Академии художеств - Рерих окончил ее в 1897 году - он попал в мастерскую Куинджи, замечательного художника и человека высокой нравственной чистоты. Он стал для юного воспитанника не только учителем живописи, но и учителем жизни. Недаром на склоне лет, вспоминая о Куинджи, Рерих соединяет с его именем священное индийское понятие - Гуру. 

В качестве дипломной работы Рерих представляет в Академию художеств полотно с выразительным названием «Гонец». Сюжет взят из древнерусской истории. Гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с тревожною вестью, что восстал род на род. Картина принесла Рериху известность.
Тут же на конкурсной выставке Академии художеств она была приобретена для своей галереи П.М.Третьяковым. О молодом художнике заговорили. Восторгались неожиданным свечением красок. Объявляли родоначальником исторического пейзажа. Но Лев Николаевич Толстой, который познакомился
с фотокопией картины, увидел в ней то, чего не увидели другие: он почувствовал в образе Гонца символ высокой жизненной силы: 

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». 

Эти слова станут для Рериха напутствием. Не раз обратится он к воспоминаниям о встрече с Толстым, не раз пафос толстовских слов воскреснет в его обращениях и письмах к своим ученикам и последователям. Рерих писал: 

«Будьте проще и любите природу. Проще, проще! Вы творите не потому, что «нужда заставила». Поете, как вольная птица, не можете не петь. Помните, жаворонок над полями весною! Звенит в высоте! Рулите выше!» 

Решающей для жизни и всей духовно-творческой работы Рериха была его встреча с Еленой Ивановной Шапошниковой, правнучкой фельдмаршала Кутузова, выдающейся женщиной двадцатого столетия, подвиг которой
в должной мере еще не оценен. «Спутницей, другиней и вдохновительницей» называет Рерих свою жену. Бок о бок с мужем прошла она по героическому маршруту Великого Индийского пути. Николай Константинович пишет: 

«Е.И. первая русская женщина, проделавшая такой путь. А тропы азийские часто трудны - и узкие горные подъемы, и речные броды, и трещины, и тарбаганьи норы. Ну да и встречи с разбойными голоками тоже не очень приятны. Но замечательно присутствие духа Е.И. в самый опасный час. Точно Жанна д'Арк она восклицает: «Смелей! смелей!» Да, было много опасных встреч, и всегда проходили без страха, без вреда. Так шли». 

Нынешний вице-президент музея имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке Зинаида Григорьевна Фосдик, близко знавшая Рерихов, рассказывает: 

«Такой семьи я еще не встречала. Это был единственный брак, в котором люди любили и уважали друг друга и считались с мнением другого все время, каждый час и минуту. Не было не только разногласия или упрека, но даже тени непонимания». И Елену Ивановну, и Николая Константиновича объединяла тяга к Индии, к завоеваниям духовной культуры Индии.
Перу Елены Ивановны принадлежат труды, воскрешающие поэзию восточной мудрости, в частности книга «Основы буддизма», вышедшая в свет под псевдонимом Натальи Рокотовой. А степень ее участия в творческой работе мужа такова, что он настаивает: на полотнах должны стоять
две подписи - его и Елены Ивановны. 

Возьми листок и нарисуй свой мир,

Свой мир Любви, Гармонии и Счастья,

Твори душой и сердцем сотвори,

Красивое, цветущее с любовью!

Нам все дано, Бог был Творцом всего,

Творил в любви вселенную и землю,

Цветы, луга, деревья и вода,

Живое чудо залитое Светом!


Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи много писали
и говорили о том, что вскоре на земле наступит новая эпоха, эпоха более высокого сознания. Людям откроются сокровенные знания древних мудрецов. Этому будет предшествовать период больших потрясений.

В одном из своих последних писем (18 февраля 1955 года) Елена Рерих пишет
о неблагоприятных событиях, которые будут происходить в конце двадцатого — начале двадцать первого века: «События сложатся неожиданно... Страшное время пронесется очищающим вихрем. Трудность в том, что многие еще не понимают причину
и смысл совершаемого на планете... Мировой войны не будет — лишь некоторые столкновения»
.

 

 


В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира,
и около 30 литературных трудов, включая два поэтических. Автор идеи и инициатор Пакта Рериха, основатель международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира».
Кавалер нескольких российских и иностранных наград 

 

В российский период жизни и творчества занимался археологией, коллекционированием, как художник успешно выставлялся, участвовал в проектировании и росписи церквей, работал директором школы Императорского общества поощрения художеств, возглавлял художественное объединение «Мир искусства», успешно работал как сценограф («Русские сезоны»), активно участвовал в проектах по защите и возрождению русской старины, в деятельности благотворительных организаций.

 


Александр Невский.
Александр Невский.
Брахмапутра.
Брахмапутра.
Мадонна Орифламма.
Мадонна Орифламма.
Агни Йога.
Агни Йога.
Голубые горы.
Голубые горы.
Бой со змеем.
Бой со змеем.
 Благословенная душа Бхагаван Шри Рамакришна.
Благословенная душа Бхагаван Шри Рамакришна.
Великая жертва.
Великая жертва.
Горы освещенные закатным солнцем.
Горы освещенные закатным солнцем.
Гонец. Восстал род на народ.
Гонец. Восстал род на народ.
Воскресенский монастырь в Угличе.
Воскресенский монастырь в Угличе.
Величайшая и святейшая Тангла.
Величайшая и святейшая Тангла.
 Канченджанга.
Канченджанга.
Заратустра.
Заратустра.
Знамя грядущего.
Знамя грядущего.
Крик змия.
Крик змия.
Жемчуг исканий.
Жемчуг исканий.
Кришна.
Кришна.
Кришна. Весна в Кулу.
Кришна. Весна в Кулу.
Православный храм в Звенигороде.
Православный храм в Звенигороде.
И не убоимся.
И не убоимся.
Зов неба. Молния.
Зов неба. Молния.
Жанна д Арк.
Жанна д Арк.
Пантелеймон целитель.
Пантелеймон целитель.
Поцелуй земле.
Поцелуй земле.
Меч Гэсера.
Меч Гэсера.
Микула Селянинович.
Микула Селянинович.
Внутренний двор Печорского монастыря.
Внутренний двор Печорского монастыря.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
Ростов Великий.
Ростов Великий.
Тара Куан ин.
Тара Куан ин.
Суздаль Монастырь Александра Невского.
Суздаль Монастырь Александра Невского.
Святой Франциск.
Святой Франциск.
1922 г. И открываем врата.
1922 г. И открываем врата.
Святые Борис и Глеб.
Святые Борис и Глеб.
Ангел последний.
Ангел последний.
Матерь мира.
Матерь мира.
Ведущая.
Ведущая.
Голубиная книга.
Голубиная книга.
Гималаи. Эверест.
Гималаи. Эверест.
Вечер в горах.
Вечер в горах.
Гималаи. Розовые горы.
Гималаи. Розовые горы.
Гнездо преблагое.
Гнездо преблагое.
Гималаи. Розовый пик.
Гималаи. Розовый пик.
Бэда проповедник.
Бэда проповедник.
Вьяса Кунд.
Вьяса Кунд.
 Исса и голова великанова.
Исса и голова великанова.
Единоборство Мстислава с Редедей.
Единоборство Мстислава с Редедей.
Дом Сольвейг.
Дом Сольвейг.
Звезда героя.
Звезда героя.
Заморские гости.
Заморские гости.
Знаки Христа.
Знаки Христа.
Королевский монастырь. Тибет.
Королевский монастырь. Тибет.
Конфуций.
Конфуций.
Канченджанга. Гималаи.
Канченджанга. Гималаи.
Змий древний.
Змий древний.
Небесный бой.
Небесный бой.
Поход князя Игоря.
Поход князя Игоря.
Мехески - лунный народ.
Мехески - лунный народ.
 Майтрейя Победитель.
Майтрейя Победитель.
Настасья Микулична.
Настасья Микулична.
Поморяне. Утро.
Поморяне. Утро.
Река в Гималаях.
Река в Гималаях.
Путивль.
Путивль.
Превыше гор.
Превыше гор.
Строят ладьи.
Строят ладьи.
Успенская Пароменская церковь в Пскове.
Успенская Пароменская церковь в Пскове.
Спас Нередица (Древний Новгород).
Спас Нередица (Древний Новгород).


Соц. сети.

Если ты погрузишься в тишину, что живет в сердце, то ты услышишь в этой тишине, вечную песнь жизни.

Как славно верить

в чудеса,
К
огда святые небеса

Откроются тебе навстречу,

И станет жить намного легче.

Когда сбывается мечта,

Душа свободна и чиста,

И ты паришь на крыльях счастья,

Презрев печали и напасти.

Как славно верить

в красоту,

В людскую добрую молву

И слышать ангельское пенье,

Познав удачу и везенье.

Как славно повстречать любовь

И свет сердец увидеть вновь,

Когда душа поет от счастья,

И солнца луч сменил ненастье.

Как славно верить

и любить,

Смеяться, доброе творить,

Беречь и славить без конца.

Свое земное побеждая
естество,
И взор свой устремляя
в бесконечность,
Рождается внутри иное
Существо,
Познавшее Себя, Любовь и Вечность.

Открыты двери

и проложен путь,
В храм бытия зовет
Существованье,
И разделенная Божественная Суть,
Вливается опять

в единое Сознанье.

Сияет Истина Божественным огнем,
В Цветке Небесном
золотого цвета
Сливаются в одну все 
Души в нем, 
И тают формы в Океане Света!

Богородице Дево, радуйся!

Благодатная Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Нельзя Обижаться На Оскорбления

Один человек стал публично оскорблять Омара Хайяма: 

– Ты безбожник!
Ты - пьяница! Чуть ли не вор! 

В ответ на это Хайям лишь улыбнулся. 

Наблюдавший эту сцену разодетый по последней моде щеголь в шелковых шароварах спросил Хайяма: 

– Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? 

Омар Хайям опять улыбнулся. И сказал: 

– Идем со мной. 

Щеголь проследовал
за ним в запыленный чулан. Хайям зажег лучину и стал рыться в сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его щеголю и сказал: 

– Примерь, это тебе под стать. 

Щеголь поймал халат, осмотрел его и возмутился: 

– Зачем мне эти грязные обноски? Я, вроде, прилично одет, а вот ты, наверное, спятил! – и бросил халат обратно. 

– Вот видишь, – сказал Хайям, – ты не захотел примерять лохмотья. 

Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые мне швырнул тот человек. 
Обижаться
на оскорбления – примерять лохмотья, которые нам швыряют.